Рябова С.И.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИХ КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
г.Тамбов
balashova_en@mail.ru
Принимая во внимание значение чтения для формирования духовно развитого, широко образованного и социально активного человека, нужно особо подчеркнуть главную роль детства в этом процессе. Именно в детские годы закладываются культурные интересы и предпочтения, навыки и потребности в освоении культурных ценностей.
Дети – это та социальная группа, которая имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития. Детей необходимо готовить к настоящему – к тому, чтобы они нашли свое место в реальной жизни. Сегодня существует множество институтов, которые созданы именно для обеспечения процесса физического, интеллектуального, психологического и социального взросления детей. Это ясли, детские сады, детские поликлиники, общеобразовательные школы, места проведения детского досуга – и в том числе, одно из главных мест занимают детские библиотеки.
Возникновение самостоятельных детских библиотек было связано с общекультурными и просветительскими традициями России. В начале XX века феномен детства стал предметом широкого научного интереса. Появляется большое количество статей, книг известных педагогов, психологов, писателей о необходимости изучения души ребенка, поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания сообразно с законами развития детства, а не представлениями о них взрослых. Четко обозначилось и самостоятельное направление в литературе - издание книг для детей, появилось большое количество журналов для детского и семейного чтения.
Детская литература сложилась из трех составляющих:
1. книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
2. адаптированные издания;
3. книги, специально написанные для детского чтения и детей.
С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка.
Детские библиотеки стали выделяться из публичных, их формирование как специфического детского учреждения шло путем приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.
После 1917 года развиваются оба типа библиотек - детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось “за страницами учебника”.
Детские библиотеки всегда стремились к главному - привитию любви к чтению, книге, к созданию доброй, теплой атмосферы в библиотеке, к тесной связи со школами. И хотя культура всегда была на остаточном принципе финансирования, тем не менее, сеть детских библиотек продолжала развиваться.
В настоящее время детская библиотека – специализированная библиотека, которая обслуживает детей в возрасте до 14 лет включительно, их родителей, учителей, и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами и проблемами в области детского чтения , детской литературы, культуры и информации для детей. Сегодня детские библиотеки – единственные доступные, специализированные, бесплатные культурные учреждения для маленьких читателей, их родителей и тех, кто заботится о детях. Библиотека является уникальным социальным институтом, равно необходимым как отдельному индивидууму, так и обществу в целом. Степень благосостояния библиотек – наглядное проявление уровня экономического благополучия государства и развитости общества.
Главное назначение всех детских библиотек в том, чтобы, используя все уже имеющиеся ресурсы, обеспечить детям нормальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их информационных, коммуникативных, образовательных потребностей, другими словами, необходимо создать среду развития ребенка через книгу, чтение и другие виды материалов, отвечающих его половозрастным, культурным и индивидуальным особенностям.
Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания взрослых. В его основе лежит знание и принятие во внимание возрастных психологических и социально-демографических отличий и индивидуальных особенностей развития детей и подростков. Это значительно усложняет библиотечную работу с подрастающим поколением и выдвигает целый ряд требований к организации обслуживания и формированию фондов.
Основные задачи библиотечного обслуживания детей:
Библиотека и библиотечные работники должны заботиться о том, чтобы дети могли свободно принимать участие в культурной, духовной жизни и увлекаться искусством. Библиотека должна предоставлять возможность своим читателям принимать участие в культурных, досуговых, художественных и развлекательных мероприятиях. Для достижения этой задачи детским библиотекам следует поддерживать сотрудничество с другими учреждениями культуры. Важно, чтобы программы учитывали возрастные особенности читателей библиотеки. Ребенку должно быть предоставлено право персонального участия.
Библиотека – это пространство, в котором ребёнок удовлетворяет свои индивидуальные потребности в знаниях, общении и впечатлениях. Привлечение подростков к решению практических задач, стоящих перед библиотекой, модернизация условий, услуг, формирование фондов, проведение и подготовка мероприятий – привлечение в позитивную деятельность, формирует у ребёнка чувство сопричастности, умение принимать решения и нести за них ответственность.