Сведения об образовательной организации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Разумов А. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В  СОЗДАНИИ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  КОМПОЗИЦИИ

г. Тамбов
alex_keyb@mail.ru

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном искусстве началось стремительное научно-техническое развитие в области электроники и информационных технологий. Это повлекло за собой так называемую мультимедизацию культуры, которая выражается в активном внедрении новых технологий во все виды искусства.  Появились новые направления музыки, обусловленные быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров. В связи с новым инструментарием появилось стремление композиторов к поиску новых выразительных средств в музыке и новому музыкальному языку. Яркий «всплеск» интереса музыкантов и слушателей к необычным звучаниям, к новым тембрам, и появление возможности использовать для этого новые информационные технологии предопределили использование компьютеров в процессе создания современного музыкального произведения[1, с.7]. В настоящее время люди слушают записанную музыку гораздо чаще, чем в живом исполнении. Использование фонограмм стало неотъемлемой частью любого эстрадного концерта.

В настоящее время для создания музыки достаточно иметь достаточно мощный компьютер со звуковой картой, МИДИ – клавиатуру и микрофон, а также современный компьютерный музыкальный редактор (Cubase, Nuendo, Cakewalk, Pro Tools и т.д.) [2, с.43]. С помощью программ можно: сохранить наброски мелодии;  гармонизовать и аранжировать произведения; подобрать самые подходящие для него звуки; записать голоса вокалистов и партии живых инструментов; обработать полученные треки различными эффектами; свести композицию,  добившись необходимого громкостного, частотного баланса и наиболее впечатляющей стереопанорамы; выполнить мастеринг; подготовить альбом для записи на различные носители [2, с.44]..

Включенные в систему музыкальных знаний, компьютерные технологии и акустика нашли самое разнообразное применение — в сочинении, исполнении музыки, в музыкальной педагогике, композиторской деятельности, обучении игре на инструментах,  развитии музыкального слуха, в прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке. Компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения [3, с.17].

Термин «аранжировка» используется для указания плотности гармонии, т.е. количества звуков в песне в каждый конкретный момент, включая количество звука в каждой полосе частот. Главный аспект в оценке аранжировки – разряженность и плотность [4, с.26]. Существует множество по-настоящему уникальных звуков, которые могут быть использованы. Возможно также сэмплировать некоторые необычные натуральные звуки для использования их в качестве инструментов. Исполнение партий инструментов должно опираться на такие аспекты, как: слух, темп, техника исполнения, совершенство, решительность. Под качеством записи понимаются такие вещи, как ее уровень записи, техника обращения с микрофонами, отсутствие посторонних шумов и искажений.

Микширование – это один из самых мощных инструментов, поскольку он может использоваться, чтобы скрыть слабости, полученные на других стадиях записи.  Использование звуковых редакторов предоставляет компьютерному музыканту довольно широкие возможности по применению  в музыкальных композициях Различных звуковых эффектов и приёмов обработки звука. Существует разница между обработками и эффектами [5, с.74].

Обработки – это преобразования исходного аудиосигнала, направленные на повышение его качества в общем звучании композиции: шумоподавление в целях избавления от помех, сопровождающих полезный аудиосигнал; динамическая обработка уровня сигнала, позволяющая устранить случайные перепады громкости; фильтрация спектральных составляющих, необходимая для подчёркивания характерного тембра инструмента или голоса, а также для обеспечения «прозрачности» звучания композиции.

Эффекты – это тоже обработки, но только такие, в результате которых у звука появляются свойства, которых у него исходно не было.  Применение эффектов не всегда приводит к улучшению объективных свойств звука. Фильтрация – это процесс обработки электрического звукового сигнала частотно-избирательными устройствами, с целью изменения спектрального состава (тембра  сигнала). Задачи такой обработки: амплитудно – частотная коррекция сигнала; полное подавление спектра сигнала или шумов в определённой полосе частот [2, с.46]. Эквалайзер – это устройство, объединяющее в себе несколько фильтров и предназначенное для изменения спектральных свойств тембра обрабатываемого сигнала. Эквалайзеры бывают графическими, параметрическими, фильтрами присутствия. При динамической обработке используются: ограничители уровней (лимитеры); компрессоры динамического диапазона; экспандеры динамического диапазона; пороговые шумоподавители. Например, компрессор приводит к повышению средней мощности и сжимает динамический диапазон. Эффекты – это тоже обработки, но только такие, в результате которых у звука появляются свойства, которых у него исходно не было.

Самые основные эффекты, основанные на задержке сигнала это: дилэй, даблер, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация.

Потребность в эффекте дилэй и даблер возникла с самого начала применения стереофонии. Сама природа слухового аппарата человека предполагает в большинстве ситуаций поступление в мозг двух звуковых сигналов, отличающихся временем прихода. Дилей применяется прежде всего в том случае, когда запись голоса или акустического музыкального инструмента, выполненную с помощью единственного микрофона, «встраивают» в стереофоническую композицию. Этот эффект служит основой создания стереозаписей. Флэнжер и фэйзер имитируют проявление взаимного перемещения трёх элементов:источника,приёмника и отражателя звука. Оба эффекта представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Хорус – это эффект, который проявляется в исполнении одного и того же звука или всей партии не одним инструментом (или певцом), а несколькими.

Реверберация относится к наиболее интересным и популярным звуковым эффектам. Сущность реверберации в том, что исходный звуковой сигнал смешивается со своими копиями, задержанными относительно него на различные интервалы времени.

Дистошн – преднамеренное искажение формы аудиосигнала, придающее ему резкий скрежещущий оттенок.

Вокодер – устройство синтеза речи на основе произвольного выходного сигнала с богатым спектром [6, с.96].

Для обработки вокала обычно используются такие эффекты: эквалайзер (для фильтрации низких частот и подавления резонансов); ди-эссер (подавление свистящих и шипящих согласных); эмулятор лампового усилителя (для придачи теплоты звуку); эмулятор ленточного воспроизведения (для придачи искажений); компрессор (для сглаживания перепадов громкости); гейт (для устраниения ненужных шумов ниже определённого порога); максимайзер (для увеличения среднеквадратической громкости и подавления пиков сигнала); виталайзер (для повышения разборчивости согласных и придачи эффекта присутствия вокалу); реверберация в разных вариантах (для решения определённых задач пространственного звучания); дилэй (эффект повтора звука); даблер (расширение моно сигнала голоса до естественного восприятия).

Из этого можно сделать вывод, что поиски новейших технологий продолжаются, совершенствуются новые методы. В современной эстрадной музыке наблюдается процесс взаимного проникновения электронной и «живой» музыки. Очень важным является опыт творческой — композиторской и исполнительской деятельности, опыт которой придает содержание, эстетическую сущность той музыке, которая связана с новой электронной и компьютерной техникой.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Пучков С.В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества. М.: 2004.
  2. Петелин Р.Ю, Петелин Ю.В. Cubase SX2. Секреты мастерства. СПб: 2002.
  3. Мальсагова О.А. Музыкально-компьютерные технологии. М.: 2009.
  4. Ньюэлл Ф. Звукозапись. (перевод с английского). М.: Шоу – мастер, 2004.
  5. Ньюэлл Ф. Progect – студии. Маленькие студии для великих записей (перевод с английского): Винница, 2002.
  6. Петелин Р.Ю, Петелин Ю.В. Музыкальная студия РС – СПб, 1998.
Разделы