Кулаженкова Н.В.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ»
г. Орел
natalia_kyl@mail.ru
Актуализация направлений изучения социального самочувствия обусловлена как потребностями социальной практики, так и становлением новой проблемно?проективной парадигмы науки в целом и теории управления в частности.
Обозначенные тенденции в значительной степени вызваны принципиальными изменениями, происходящими во внешней среде, проявляющимися в динамизме, турбулентности, малой предсказуемости и требующими научного объяснения и толкования [1, c. 71-76].
Н.Л. Баталова, анализируя теоретические подходы к определению понятия «социальное самочувствие», считает, что, несмотря на присутствие тематики социального самочувствия в проблемном поле социологии, социальной философии и социальной психологии, сама категория слабо копцептуализована.
По мнению О.В. Лясковской [2], социальное самочувствие является одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество жизни населения. Это объясняется тем, что оно интегрирует многие аспекты взаимоотношений человека с обществом и отражает субъективную оценку населением удовлетворенности жизненными условиями, материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, а также политической, социально-экономической, экологической, межнациональной ситуацией в регионе и стране в целом. Всесторонний анализ социального самочувствия как одного из главных индикаторов уровня жизни позволит выстраивать приоритеты в реализации социально-экономических проектов с учетом мнения населения, находить узкие места, ориентируясь не на средние показатели, а на реальную потребность людей.
Социальное самочувствие имеет сложную внутреннюю структуру и включает в себя спектр факторов: удовлетворенность жизненными условиями, самооценку людьми повседневного настроения, текущие и перспективные оценки экономического положения страны, материального благосостояния семей, показатели социального оптимизма касательно сферы экономики, политической ситуации, позиции относительно курса экономических реформ, степень доверия ведущим политическим деятелям и политическим структурам и др. О.В. Лясковская, анализируя социальное самочувствие населения, приходит к выводу о том, что необходимо изучать его структуру в целом, поскольку процесс трансформации российского общества - это процесс преобразования системы привычных ценностей, установок, идеологических стереотипов, а не какой-либо отдельно взятой ее части.
А.П. Степанова [3, c.13]сущность социального самочувствия выражает в виде следующих закономерностей: социальное самочувствие всегда имеет своих конкретных носителей и всегда имеет определенное социальное содержание; различные стадии его проявления обусловлены определенными условиями окружающей среды. С одной стороны, социальное самочувствие довольно устойчивое формирование, обладающее конкретными психофизиологическим показателями относительно определенной жизненной ситуации. В тоже время, обладая определенной динамикой социальное самочувствие довольно чувствительно к внешним изменениям. Социальное самочувствие формируется деятельностью в процессе освоения действительности и затем конструктивно влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность индивидов.
А.П. Степанова приходит к заключению о том, что социальное самочувствие представляет собой обобщенную эмоционально-оценочную реакцию индивида на окружающие факты, социальные изменения и свое социальное положение в обществе, и является важнейшим критерием, отражающим процесс и результаты происходящих в государстве системных изменений.
И.Н. Яценко [4] отмечает некоторую неопределенность самих понятий «социальное самочувствие» и «социальное настроение». Это неудивительно, так как по своей природе они могут быть отнесены к социальной психологии, к области чувств, то есть иррациональных явлений. В этих условиях передсоциологией стоит проблема, не погружаясь глубоко в эту сферу иррационального, найти свой предмет исследования, другими словами, выделить социологический аспект социального настроения и самочувствия. По мнению И.Н. Яценко, эта трудность обусловлена, прежде всего, тем, что указанные понятия имеют в значительной степени иррациональный характер и по своей сути находятся на «стыке» двух отраслей знания - социологии и социальной психологии. В результате исследователи часто вкладывают в них различный смысл, по-разному их соотносят, что, разумеется, осложняет интерпретацию полученного теоретического знания и его использование при решении практических проблем.
Исследование И.Н. Яценко выявило, что некоторые российские социологи (например, Ж. Тощенко, С. Харченко) решают проблему разграничения терминов «социальное самочувствие» и «социальное настроение» кардинально, предельно расширяя содержание последнего понятия и интерпретируя его как по сути социологическое. Однако их критики – с чем И.Н. Яценко соглашается - указывают на то, что при этом фактически теряется какая-либо определенность этого понятия, происходит смешение социального настроения и факторов, на него влияющих. И.Н. Яценко попытался избежать такого подхода и предложил определение, близкое взглядам Б. Парыгина [5], которое, с одной стороны, подчеркивает социально-психологическую природу социального настроения, а с другой - показывает его социологический аспект. Социальное настроение рассматривается И.Н. Яценко как более или менее выраженное интегральное чувство, переживаемое социальным субъектом в течение некоторого времени по поводу тех или иных социальных объектов и оказывающее определенное влияние на социальную деятельность этого субъекта. Социологический аспект социального настроения проявляется в изучении его носителей (личности, разноуровневых социальных общностей), социальных объектов, его порождающих, и соответствующего поведения социальных субъектов, им обусловленного.
Анализ социологических исследований, посвященных изучению социального самочувствия, И.Н Яценко позволяет предложить следующее социологическое определение последнего, также учитывающее его социально-психологическую природу. Под социальным самочувствием он понимает осознанную рефлексию социального субъекта по поводу состояния своих чувств и эмоций, возникающих под воздействием социальных объектов.
Д.З. Хамдохову [6] представляется, что социальное самочувствие необходимо рассматривать как интегральную характеристику эмоционально-оценочного отношения людей к обществу и своему месту в нем.
Н.Я. Лепешкин [7] термин «социальное самочувствие» понимает как целостное социально-психологическое состояние, в котором зафиксированы временное эмоционально-оценочное отношение человека, социальной группы к содержанию и условиям их жизнедеятельности и актуальные поведенческие образцы. В этом подходе к трактовке изучаемого понятия реализуется попытка автора рассмотреть весь комплекс различных характеристик социального самочувствия. По мнению Н.Я. Лепешкина (с чем мы согласны), принципиальным моментом в социологической интерпретации социального самочувствия является представление о нем, во-первых, как процессе, во-вторых, как структуре, и, в-третьих, как состоянии (результате).
Е.Л. Спиридонова [8] в своем исследовании приходит к выводу, что феномен социального самочувствия носит комплексный характер, который складывается из внутреннего состояния незанятого человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства в связи с отсутствием работы, его жизненные перспективы и т.д.), оценки шансов на нахождение нового рабочего места и субъективной оценки изменения материального и социального положения в течение периода безработицы. Социальное самочувствие незанятого молодого человека напрямую зависит от того, как он принимает свой приобретенный статус, который кардинально меняет не только прежние ориентиры и уровень материального положения безработного, но и образ жизни, обычный для работающей части населения. Оно во многом определяет экономическое поведение людей.
Таким образом, не претендуя на полноту и окончательность обобщений существующих теоретических положений и подходов к анализу социального самочувствия, необходимо отметить, что в отечественной социологии существует несколько подходов к определению социального самочувствия.
Во-первых, самочувствие определяется через понятие удовлетворенности человека различными сторонами жизни. Сторонники данного подхода рассматривают социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни, и для полноты его измерения стараются учитывать различные сферы жизнедеятельности человека [9]. Во-вторых, социальное самочувствие рассматривается как «интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны». И, наконец, в третьих, социальное самочувствие выступает в качестве определенного результата рефлексии человеком собственной жизни, своих успехов и неудач [10, c.11].
Структура воздействующих на социальное самочувствие факторов достаточно сложна и включает в себя явления разного уровня: макроуровневые (система социальных отношений в целом, особенности и тенденции социально-экономического развития общества на определенном историческом этапе); мезоуровневые (характеристика и состояние развития «больших» социальных групп, к которым принадлежат люди - территориальных, этнических, профессиональных, конфессиональных и т.д.); микроуровневые (особенности непосредственного «ближайшего» окружения людей и их статус в обществе). Важно при этом отметить, что объективные оценки социального самочувствия населения можно получить лишь на основе всестороннего анализа воздействующих на него факторов, используя надежные методы исследования [11, c. 232-233]. Одним из условий изучения и использования в управленческой практике о социальном самочувствии является социологическая культура управленцев [12]. Поэтому считаем взаимосвязанными проблемы изучения социального самочувствия и социологической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих [13, c. 11-17].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: