Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА КАК КОНКРЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Некипелов С.И.

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА КАК КОНКРЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

г. Белгород
zavodnovator@gmail.com

Достаточно актуальной в нашей стране становится задача устранения неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг. Эта проблема обозначена в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года как одна из приоритетных задач здравоохранения. Привлечение внимания к повышению инвестиционной привлекательности здравоохранения со стороны государства и частного бизнеса и как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере, позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств.

Необходимо проработать вопросы форм и механизмов стратегического партнерства государства и бизнеса, создать конкретный инструмент долгосрочного управления развитием здравоохранения, где на местах должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества [1].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления [2]. ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения. ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения заключается в следующем: государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставляемые им высококачественные услуги, такие как: строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ); обслуживание и эксплуатация инфраструктуры ЛПУ; медицинские услуги населению в рамках государственного заказа. В свою очередь частный партнер обязуется оказывать услуги, в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг.

В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования. При этом отметим, что в любом инновационном процессе есть риски, не свободна от них и система развивающегося здравоохранения, так, на наш взгляд, можно констатировать, что риски системы здравоохранения прежде всего связаны:

-                   с наращиванием финансовых обязательств системы ОМС с одновременным сокращением других источников финансирования (федерального бюджета), что вероятно приведет к дисбалансу имеющихся обязательств с источниками их финансирования;

-                   уменьшением доступности бесплатной медицинской помощи для населения Российской Федерации и снижением ее качества;

-                   отдельными ресурсоемкими видами ВМП, которые могут стать практически недоступными для части населения;

-                   правом граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы госгарантий, когда указанное право не будет обеспечено в полном объеме и т.п.

Частно-государственное партнерство в здравоохранении - это сотрудничество самых разных частных и государственных структур по проблемам охраны здоровья населения. Действующая система государственного и муниципального здравоохранения не в состоянии решать поставленные перед ней задачи без взаимодействия с частными организациями. И это вполне понятно, так как абсолютное большинство поставщиков продукции и услуг для обеспечения деятельности отрасли не являются государственными или муниципальными организациями.

Производство и поставка на медицинский рынок медикаментов, оборудования, продуктов питания, мягкого и твердого инвентаря, выполнение работ по проведению капитального и текущего ремонта, оказание услуг связи и многое другое осуществляются частными предприятиями и организациями. Таким образом, частно-государственное партнерство в здравоохранении не просто существует, а составляет основу в обеспечении необходимых условий для функционирования отрасли и обе стороны на него просто обречены. В противном случае деятельность отечественного здравоохранения просто невозможна.

В настоящее время все взаимоотношения государственных (муниципальных) учреждений и частных организаций жестко регулируются действующим законодательством.

Определенно в соответствии со временем политика в том или ином вопросе, а соответственно и законы должны меняться и быть разными в зависимости от того, когда речь идет только о выживании, а когда именно о развитии. Принятый Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определил дальнейшее направление на создание таких правовых механизмов, которые позволили объединять финансовые средства государства и бизнеса для обеспечения реализации различных медицинских проектов [3] . Одно из главных достоинств указанного закона заключается в создании условий для обеспечения жесткого контроля за расходованием государственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

Принятый закон определил, что всю стартовую работу по реализации развития должны проводить органы государственной и муниципальной власти на местах, и где основная задача организаторов здравоохранения заключается в том, чтобы показать проблему властным органам и убедить их в необходимости ее решения. Именно перед ними в регионах стоит задача определить, какие направления в системе оказания медицинской помощи наиболее перспективны для внедрения новых форм и увеличения объемов взаимодействия государства и бизнеса, а также важно определить направления управление процессом распространения инноваций, в том числе и в развитии здравоохранения, с целью получения запланированного экономического эффекта [4]. На наш взгляд, таким перспективным направлением является оказание дорогостоящей (высокотехнологичной) помощи. Здесь можно выделить ряд признаков, указывающих на то, что данная сфера весьма привлекательна в части сотрудничества бизнеса и государства: высокая ресурсоемкость; необходимость и целесообразность относительно пролонгированного взаимодействия (разработка технического проекта; поставка и монтаж дорогостоящего оборудования; гарантийное и постгарантийное обслуживание; обеспечение расходными материалами; поставка другого оборудования, технологически наиболее сочетаемого с ранее приобретенным, и т.д.); обеспечение постоянного повышения квалификации медицинских кадров; заинтересованность в коммерциализации результатов научных исследований и как следствие в их быстром внедрении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабинцев В.П., Надуткина И.Э., Сапрыка В.А. Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе//Власть. 2014. №7. С. 3-9.
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/ activity/ sections/ privgovpartnerdev/
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177655/
  4. Надуткина И.Э., Шовгеня С.А., Ресурсное обеспечение проектной инновационной деятельности в регионе // Среднерусский вестник общественных наук (научно-образовательное издание. 2011. №4. С.161-168.
Разделы