Сведения об образовательной организации

ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИМИДЖА РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОЛИМПИАДА В СОЧИ - 2014

Семёнова Е.Б.

ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИМИДЖА РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОЛИМПИАДА В СОЧИ - 2014

г. Тамбов
katetmb68_92@mail.ru

Имидж страны - это устойчивый набор черт, приписываемый государству, стабильный образ в общественном сознании. Главная функция имиджа заключается в обеспечение легитимности государства как внутри страны, так и на мировой арене. Таким образом, можно говорить о восприятии страны её собственными гражданами, с одной стороны, и иностранными - с другой. Причем, как правило, восприятие страны собственными гражданами существенно влияет на восприятие её гражданами других государств. Имидж страны целенаправленно формируется в массовом сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В его основе лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями.

Имидж государства способен стать фактором консолидации нации. Создание позитивного имиджа страны становится условием проведения эффективной государственной политики, обеспечения устойчивого развития национального государства. При этом стабильный имидж обеспечивает большую предсказуемость действий государства, что приводит к усилению значения интегративной и прогностической функции государства.

Международные спортивные мероприятия самым активным образом участвуют в создании  имиджа государства. Ведь  каждой из спортивных побед сопутствует демонстрация государственных символов страны (флаг, гимн). Таким  образом, спортсмены своими победами привлекают внимание, рекламируют не только спорт, но и всё то, что причастно к этой победе.

В связи с интересом к влиянию спортивных мероприятий на внутренний имидж нашей страны весной и осенью 2014 года после проведения Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи  было проведено авторское социологическое исследование.  В ходе анкетирования были опрошены 415 человек - жители Тамбовской и Ростовской областей.

81,2% и 87,8% опрошенных уверенны в том, что спортивные достижения, несомненно, поднимают престиж государства на международном уровне. Главная роль в создании спортивного имиджа страны принадлежит именно международным спортивным мероприятиям, на которые каждое государство выставляет не достижения широких масс, вовлеченных в занятия общедоступным спортом, а, прежде всего, результаты единиц, представляющих собой всю страну (Рис. 1).

Рисунок 1

Влияние спортивных успехов национальных команд на престиж государства

 

16,7% и 10,7% респондентов выразили некоторую неуверенность в данном вопросе. Они считают, что победы национальных команд оказывают влияние на престиж страны внутри самой  страны, а на международной арене это связано совсем с другими факторами. Победы в международных спортивных мероприятиях нужны исключительно для собственного самоутверждения: они повышают чувства гордости и патриотизма за страну. К тому же спортивные успехи быстро забываются. Мало кто сможет вспомнить в каких государствах проходили международные спортивные мероприятия в прошедшие 10 лет, и какие страны, не говоря уже о спортсменах, занимали на них призовые места.

Одним из главных мировых событий прошлого года можно считать Зимние Олимпийские игры, проходившие в нашей стране в городе Сочи. Отношение к проведению данного международного спортивного мероприятия было далеко не однозначным.

На вопрос о проведение Зимней Олимпиады 2014 в городе Сочи, больше половины опрошенных весной 2014 года и ровно половина опрошенных осенью 2014 года заявили, что они с большой радостью и чувством гордости отнеслись к данному мероприятию. Для них это важное историческое событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Они рады тому, что благодаря Играм появятся новые современные спортивные базы, стадионы и кружки.

Рисунок 2

Отношение к проведению Олимпиады в городе Сочи

 

Примерно четверть опрошенных (23,5% и 32,1%) отнеслись к этому положительно, так как проведение Игр благоприятно отразится на имидже страны и повысит её статус на мировой арене, приезд туристов способствует некоторому экономическому подъему.

Те же, кто против, или как-то безразлично настроены - они в меньшинстве (Рис. 2).

Весной 2015 года было проведено другое авторское социологическое исследование, выборочная совокупность которого составила 205 человек - жители Тамбовской и Ростовской областей. Оно позволило выяснить, как  проведение Олимпиады отразилось на нашей стране спустя год (Рис. 3).

Рисунок 3

Влияние Олимпиады-2014 на Россию

 

По мнению большинства опрошенных, Олимпиада принесла России больше плюсов, чем минусов. В  первую очередь, Олимпиада повысила престиж России на мировой арене – в этом уверены 27,8% респондентов.  Кроме того, по мнению 16,8% произошел патриотический подъем. Такое же количество респондентов (16,8%) убеждены, что столь масштабное событие дало толчок развитию физкультуры и спорта в нашей стране. Сочи получил возможность стать курортом международного уровня - отмечают 17,8%. Среди негативных последствий проведения Игр отмечают сокращение финансирования других важных проектов (13,8%), создание ненужных впоследствии инфраструктурных объектов (5,6%).

Олимпийские игры в Сочи показали неослабевающий интерес граждан к спортивным состязаниям. Благодаря Играм произошёл рост национального самосознания и патриотических настроений, а также повысился уровень привлекательности нашей страны на международной арене.

Олимпиада сплотила людей, заставив поверить в собственные силы. И, возможно, именно это главный успех этих Игр. Внутри страны она должна была - и смогла - консолидировать общество, изменить его настроение с пессимистического на оптимистическое, мобилизовать нацию. Олимпиада в Сочи показала всему миру новую Россию: открытую, эффективную и толерантную.

Таким образом, для того чтобы изменить имидж страны в лучшую сторону, необходимо не только организовать международные спортивные мероприятия, но ещё и развивать сопутствующие институты, поддерживать развитие спортивного движения.

Спортивный имидж страны и особенно образ великой спортивной сверхдержавы как высшая форма его проявления не могут определяться победой или поражением на отдельно взятом турнире. Для его формирования необходимы длительные отрезки времени, вмещающие в себя несколько циклов крупнейших международных состязаний (Олимпийских игр, Чемпионатов мира). И в этом плане современная Россия, унаследовавшая большую часть советской спортивной славы, имеет значительно более выгодные позиции, чем многие другие страны мира, захотевшие бы, при формировании своего позитивного имиджа, сделать ставку на спорт.  

Разделы