Сведения об образовательной организации

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ МОДЫ

Быкова Е.А.

ГЕНДЕРНЫЙ  ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ МОДЫ

г. Тамбов
katyusha.bickova @yandex.ru 

На современном  этапе развития общества особую популярность приобретают вопросы,  связанные с полом человека, его психологическими и социальными особенностями. Изучение сходств и различий мужчин и женщин становится важным не только для человека, но и для общества в целом.

Понятие  «гендер» появилось сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с очевидными разграничениями мужского и женского в различных аспектах человеческой жизни.  В переводе с английского гендер обозначает «пол». Необходимо отметить, что в русском языке данное понятие несет иное смысловое значение, указывая на биологические особенности человека «физические, телесные различия между мужчиной и женщиной» [1, c.153]. В свою очередь термин «гендер» указывает не на природную, а социокультурную причину межполовых различий. Как замечал Г. Лернер, гендер – это «набор социальных ролей; это – костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» [2, c.47].

Особый  интерес представляет работа известного немецкого мыслителя Ф.Ницше «Странник и его тень» [3, c.3]. В произведении автор затрагивает проблему моды и современности, в частности изучает моду XVIII века в Европе, акцентируя свое внимание на различиях мужской и женской моды.

Характеризуя мужскую моду Ф. Ницше подчеркивает:

  • мужчины не склонны выражать свою индивидуальность через костюм, дабы не бросаться в глаза, будучи представителем некоторого сословия;
  • мужчина, в первую очередь, деловой человек, он должен заниматься работой, а не тратить время на костюм и украшения, подобная роскошь мешает работе;

Так же автор акцентировал внимание на том, что в мужской одежде нет и не должно быть возрастного разделения, а молодежь все же пытается отразить определенные особенности своего возраста в одежде, что приводит к модным колебаниям. Идеалом мужской моды Ф. Ницше считал интеллектуальную деятельность, а в то время традиционные костюмы подчеркивали лишь «солдафонство, разбойничество».

Что касается женской моды, Ф. Ницше также выделял в ней ряд особенностей:

  • женщина всегда стремиться к индивидуальности, быть непохожей на всех и привлекать этим мужчин, это возможно осуществить лишь с помощью моды;
  • костюм способен поднять женщине не только самооценку, но и приблизить ее внешне к высокостатусным группам;
  • в женской одежде прослеживается тенденция дифференциации по возрасту, к которой женщины прибегают, не только, чтобы скрыть возраст, но и обмануть мужчин.

Основываясь на последней характеристике, автор выделяет в женской моде две особенности, присущие лишь женщинам: игра «на оголение» – используется, чтобы подчеркнуть молодость, красоту, и игра «в прятки», дабы стать загадкой для мужчин.  Очевидно, что данные тенденции актуальны и сегодня. Современные  модницы легко сочетают «оголение» и «прятки» интуитивно, не задумываясь, в то время как мужчины предпочитают полезность, удобство одежды в конкретных условиях.

Гендерный аспект в моде Ф.Ницше называл основополагающим, так как женщины более подвержены влиянию модных тенденций, чем мужчины, в силу своей природы и социальной роли.

Одной из особенностей современной моды является преобладающее участие в ней женщин. Профессор А. Б. Гофман в своей работе «Мода и люди»  заостряет свое внимание на изменении роли женщины в социально-историческом процессе, сегодня это наиболее активная категория, подвергнутая влиянию модных тенденций [4, c.87].

Частным случаем изменения моды под влиянием гендерных особенностей становится мода на определенный объект, но формируется она не под влиянием модных тенденций, а именно из отношений между полами. В своей книге А.Б. Гофман рассматривает наиболее яркий пример сближения мужской и женской моды – ношение женщинами брюк. Как справедливо замечает автор, в Библии говориться о запрете подобного явления: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» [5, c.287].

За нарушение традиции гендерного разделения вещей раньше следовали санкции общества. Осуждения длились вплоть 50-х годов XX века, когда любой мог назвать женщину в брюках «шароварщицей».

Гендерные посылы в обществе всегда имеют место быть, ведь на протяжении веков физическая форма женщин и мужчин абсолютно неизменна, меняются лишь факторы, определяющие их гендерную принадлежность. Попытаемся выделить несколько гендерных привычек, которые существовали и существуют в обществе на протяжении всей истории.

Женщины – главные модницы. В самом деле, какую бы эпоху мы не рассматривали, женщины всегда интересовались модой гораздо больше, нежели мужчины. По своей природе женщина тщательнее следит за собой и своей наружностью, прибегая к средствам по уходу за телом, парфюмерии. Это не значит, что мужчину вовсе не интересует состояние его тела, женщина – это кокетка, способная провести перед зеркалом весь день.

Женская мода капризнее.Ещеодно свойство, характеризующее проявление гендера в моде, мужская мода меняется в разы медленнее женской. Для примера рассмотрим русское купечество, мужчина из купеческой среды был крайне консервативен в одежде «кафтан у внука такой же как у деда», в то время как женщины и матери активно следили за парижскими новинками, опережая даже аристократию [6, c.8]. 

Женская мода – мода возраста. Следующая характеристика гендера: женская одежда больше различается по возрасту, чем мужская. Это связано со сложившимися традиционными стереотипами отличать юную незамужнюю девушку от взрослых матерей и пожилых мам. Распознавание происходит интуитивно, на уровне подсознания, как правило,  молодые девушки носят свободные вещи ярких оттенков или пастельных тонов, в свою очередь женщины старше одеваются более лаконично, сдержанно.

Красиво и функционально.Мужская одежда раньше стала ориентирована на работу и активную жизнь, чем женская. Особенно ярко данное различие прослеживается во Франции в XIX веке, когда наряд женщины ассоциировался с изящным цветком, требующим заботы, а наряд мужчины символизировал необходимость в зарабатывании денег.

На сегодняшний день мужская мода многогранна, и среди наиболее популярных, можно выделить два стиля в одежде: «консервативный», которых работает на создание делового, надежного, солидного образа, и «энергичный» – проявление инициативности, подвижности, непостоянства.

Женщина также определяет свой внешний вид исходя из социальных ролей, которые она играет в обществе. В основе, как правило, деловой стиль, с деталями роскоши и эротизма, ведь, с одной стороны, женщина хочет нравиться, а с другой – она равноправный партнер в бизнесе.

Зачастую, занимаясь интеллектуальным трудом, многие женщины теряют свое женское обаяние, этот тип женщин особенно нуждается в потребности, произвести впечатление на общество. Как высказывался по этому поводу Г. Мортон: «Как привлекательна она была бы, соединив свой ясный ум с прекрасной внешностью» [7, c.41].  

Наряду с осознаваемыми женскими мотивами следования моде, можно выделить и неосознанные причины, такие как завоевание интереса противоположного пола, выражение скрытой сексуальности, получение одобрения окружающих, акцентирование социального статуса и т.п. Быть красивой для женщины – это не просто природное качество, оно становится дополнением моральных качеств. Мода в этом случае становится основой для тех, кто заботится о своих лицах и телах, так же как и о своей душе.

Феномен моды имеет значительную власть в социуме, ей подвержены все члены общества, независимо от социального слоя, в котором они находятся, ведь мода способствует проявлению не только социального, но и эмоционального характера человека, дает возможность подчеркнуть индивидуальные особенности личности, как мужчин, так и женщин. Это мощный рычаг, способный толкать общество к переменам, поэтому очень важно научиться им грамотно управлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гидденс Э. Социология. – М.,1999.
  2. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации. – М., 2000.
  3. Ницше Ф. Странник и его тень. Том 2.– М., 1994.
  4. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – СПб., 2004.
  5. Бекетова И.В. Гендерные роли культуры в сфере моды // Сборник под ред. В.Л Круткина. – Ижевск, 2006.
  6. Островский А.Н. Бедность не порок. – М.,2004.
  7. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.  – СПб., 1999.
Разделы