Шамаева А.В.
МИФОДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
г. Пенза
anna130994@yandex.ru
Мифодизайн можно считать одним из важных явлений современности. Вновь создаваемые мифы в контексте анализа современного мира необходимо рассматривать как базовое коллективное представления общества и культуры.
Мифодизайн представляет собой вид дизайна, семантически практикуемый в смысле как «идея», «умысел», «интрига», наряду с поэзией, музыкой, изобразительным искусством, коммерческим дизайном, образно моделирующий специфические характеристики индивида, его внутриличностные проявления и межчеловеческие связи и отношения, являющие собой представления о совокупности условных эталонов человека. Иными словами, мифодизайн – это проектирование мифов, создание определенных образов мифа, его логики, формы и содержания с помощью конкретных технологий.
Нужно отметить, что интерес к мифодизайну проявляют специалисты из разных областей таких как, мифодизайн в сфере образования, мифодизайн в политике, а также мифодизайн в рекламе. Из всего перечисленного нагляднее внедрение новой мифологии демонстрирует брендинг и рекламные коммуникации.
Есть несколько причин, которыми объясняется актуальность мифодизайна в рекламе:
При этом мифодизайн в рекламе можно рассмотреть с трех позиций: как использование в рекламе мифологических приемов, как проектную деятельность по созданию мифов и как трансляцию каких-либо общечеловеческих идей, смыслов.
Основными мифологическими приемами в мифодизайне принято считать:
Так же к этим приемам можно отнести применение в рекламе художественного мифологизма: смещение времени и пространства, нарушение причинно-следственных связей.
Нужно отметить существование такой точки зрения, при которой мифодизайн является процессом трансляции современных социальных мифов посредством рекламы. Что же касается мифодизайна в технологии создания брендов, то на сегодняшний день он продвинулся достаточно далеко. Можно с уверенностью сказать, что человек состоит из брендов, которые он потребляет. Некоторые люди считают, что понять человека лучше можно, узнав, какими брендами он пользуется, и это касается не только одежды, машин, косметики, продуктов питания, но также и книг, музыки, ресторанов, спортивных залов и многого другого. Покупая товар, такие люди покупают его не из утилитарных соображений, а из соображений культурной приверженности и социального статуса, который приобретается с покупкой определенного товара.
Человек, покупая определенный бренд, считает себя частью этого «нереального мира» брендов, приобщается к определенному спроектированному мифу. Считается, что хороший бренд должен создавать концепцию, определенный мир со своими ценностями и идеалами. Так, человек, покупая товар, считает себя частью этого мира. Следовательно, он становится заложником мифа. Если бренд предлагает такие ценности, как успешность, любовь, популярность, сила и мощь, то, приобретая этот бренд, покупатель становится обладателем и этих ценностей. По сути, мифодизайн не создает каких-то новых ценностей, которых нет в обычной жизни, скорее он находит именно те, которые необходимы конкретной целевой аудитории и правильно их преподносит.
Важно пояснить, что создатели брендов проектируют миф, исходя из реальности, в которой находится бренд. Само информационное общество является предпосылкой для трансляции совершенно определенных ценностей. Может показаться, что миф схож по смыслу с понятием имиджа. Сложно отрицать это сходство, но стоит пояснить, что мифы придают имиджу содержание и форму. Имидж является репрезентацией мифа, при этом репрезентация является именно такой, какую готово и желает принять общество.
При создании мифологии бренда зачастую используются потребностные мифологии. Для проектирования мифа, как и при любой другой деятельности для начала нужно провести анализ целевой аудитории и определить структуры потребностей и основных движущих мотивов. Филипп Котлер считает, что потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение. В связи с этим задача состоит в том, чтобы выявить ту или иную потребность своего потенциального покупателя, а также побудить удовлетворить потребность именно с помощью конкретного мифа.
Выделяют восемь основных потребностей человека, на основе которых строятся мифологии:
Однако осознание потребностей еще не является полноценным успехом. Наравне с выявлением потребностей в мифодизайне важную роль играет воздействие, как на сознательное восприятие так и на подсознательное.
Таким образом, с современном мире мифодизайн представляет собой социокультурную технологию по проектированию и трансляции мифов, которые воспринимаются потребителями как реальность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калиниченко Светлана Сергеевна, Квеско Раиса Брониславовна. Мифодизайн как социокультурный феномен// Известия Томского политехнического университета. Выпуск№ 6 / том 314 /2009. – 85-89 c.
2. Абрамов Р.Н., Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Учебное пособие. – Кнорус, 2012. – 272 с.
3. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб, 2005. – 544 с.