Сведения об образовательной организации

МИФОДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Шамаева А.В.

МИФОДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

г. Пенза
anna130994@yandex.ru 

Мифодизайн можно считать одним из важных явлений современности. Вновь создаваемые мифы в контексте анализа современного мира необходимо рассматривать как базовое коллективное представления общества и культуры.

Мифодизайн представляет собой вид дизайна, семантически практикуемый в смысле как «идея», «умысел», «интрига», наряду с поэзией, музыкой, изобразительным искусством, коммерческим дизайном, образно моделирующий специфические характеристики индивида, его внутриличностные проявления и межчеловеческие связи и отношения, являющие собой представления о совокупности условных эталонов человека. Иными словами, мифодизайн – это проектирование мифов, создание определенных образов мифа, его логики, формы и содержания с помощью конкретных технологий.

Нужно отметить, что интерес к мифодизайну проявляют специалисты из разных областей таких как, мифодизайн в сфере образования, мифодизайн в политике, а также мифодизайн в рекламе. Из всего перечисленного нагляднее внедрение новой мифологии демонстрирует брендинг и рекламные коммуникации.

Есть несколько причин, которыми объясняется актуальность мифодизайна в рекламе:

  • во-первых, увеличение числа мифов разного рода в СМИ;
  • во-вторых, устранение противоречия между медиаориентированной и человекоориентированной системами проектирования массовой коммуникации;
  • в-третьих, мифодизайн предлагает решения для удовлетворения потребностей, о которых сам потребитель даже не задумывался[1].

При этом мифодизайн в рекламе можно рассмотреть с трех позиций: как использование в рекламе мифологических приемов, как проектную деятельность по созданию мифов и как трансляцию каких-либо общечеловеческих идей, смыслов.

Основными мифологическими приемами в мифодизайне принято считать:

  1. Использование архетипов.
  2. Построение рекламы дуалистическим способом, который свойственен мифологическому мышлению.
  3. Построение рекламы на основе потребностных мифологий.

Так же к этим приемам можно отнести применение в рекламе художественного мифологизма: смещение времени и пространства, нарушение причинно-следственных связей.

Нужно отметить существование такой точки зрения, при которой мифодизайн является процессом трансляции современных социальных мифов посредством рекламы.  Что же касается мифодизайна в технологии создания брендов, то на сегодняшний день он продвинулся достаточно далеко. Можно с уверенностью сказать, что человек состоит из брендов, которые он потребляет. Некоторые люди считают, что понять человека лучше можно, узнав, какими брендами он пользуется, и это касается не только одежды, машин, косметики, продуктов питания, но также и книг, музыки, ресторанов, спортивных залов и многого другого. Покупая товар, такие люди покупают его не из утилитарных соображений, а из соображений культурной приверженности и социального статуса, который приобретается с покупкой определенного товара.

Человек, покупая определенный бренд, считает себя частью этого «нереального мира» брендов, приобщается к определенному спроектированному мифу. Считается, что хороший бренд должен создавать концепцию, определенный мир со своими ценностями и идеалами. Так, человек, покупая товар, считает себя частью этого мира. Следовательно, он становится заложником мифа. Если бренд предлагает такие ценности, как успешность, любовь, популярность, сила и мощь, то, приобретая этот бренд, покупатель становится обладателем и этих ценностей. По сути, мифодизайн не создает каких-то новых ценностей, которых нет в обычной жизни, скорее он находит именно те, которые необходимы конкретной целевой аудитории и правильно их преподносит.

Важно пояснить, что создатели брендов проектируют миф, исходя из реальности, в которой находится бренд. Само информационное общество является предпосылкой для трансляции совершенно определенных ценностей. Может показаться, что миф схож по смыслу с понятием имиджа. Сложно отрицать это сходство, но стоит пояснить, что мифы придают имиджу содержание и форму. Имидж является репрезентацией мифа, при этом репрезентация является именно такой, какую готово и желает принять общество.

При создании мифологии бренда зачастую используются потребностные мифологии. Для проектирования мифа, как и при любой другой деятельности для начала нужно провести анализ целевой аудитории и определить структуры потребностей и основных движущих мотивов. Филипп Котлер считает, что потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение. В связи с этим задача состоит в том, чтобы выявить ту или иную потребность своего потенциального покупателя, а также побудить удовлетворить потребность именно с помощью конкретного мифа. 

Выделяют восемь основных потребностей человека, на основе которых строятся мифологии:

  1. Физиологические потребности (в пище, дыхании, движении, отдыхе) – миф волшебности – миф о том, что все вокруг может преобразиться и то, что человек, потребляющий товар может стать лучше.
  2. Экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности, положительной самооценке) – миф псевдоэкзистенциальности. Данный миф создает мифы о смысле жизни (следование моде, накопительству и т.д.).
  3. Потребность в слиянии с каким-то существом – миф о ложном слиянии – имеется в виду удовлетворение не физиологических потребностей, а духовных – духовное (эмоциональное) слияние с объектом.
  4. Потребность в творчестве – миф о ложном творчестве – имитация творческой деятельности.
  5. Потребность в познании, освоении мира – мифы, искажающие информацию и мифы, заменяющие деятельность наблюдением. 
  6. Потребность в проявлении воли – мифы о ложном препятствии, опасности – миф о том, что обладание данным товаром требует силы воли, мужества, преодоления препятствий и опасности.
  7. Потребность в мировоззрении – миф о ложных стереотипах, ролях – миф об уникальности потребителя, его особой роли.
  8. Потребность в сверхсмысле – миф о символичности – придание предметам символическое значение [2].

Однако осознание потребностей еще не является полноценным успехом. Наравне с выявлением потребностей в мифодизайне важную роль играет воздействие, как на сознательное восприятие так и на подсознательное.

Таким образом, с современном мире мифодизайн представляет собой социокультурную технологию по проектированию и трансляции мифов, которые воспринимаются потребителями как реальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калиниченко Светлана Сергеевна, Квеско Раиса Брониславовна. Мифодизайн как социокультурный феномен// Известия Томского политехнического университета. Выпуск№ 6 / том 314 /2009. – 85-89 c.

2. Абрамов Р.Н., Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Учебное пособие. – Кнорус, 2012. – 272 с.

3. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб, 2005. – 544 с. 

Разделы