Сведения об образовательной организации

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ДЕПОПУЛЯЦИИ

Клапова Е. А. 

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ДЕПОПУЛЯЦИИ

г. Тамбов
katerina068rus@yandex.ru

В условиях острой демографической ситуации в нашей стране, характеризующейся относительно высоким уровнем смертности и весьма низким уровнем рождаемости, особую актуальность приобретает исследование репродуктивного поведения. Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

Одними из наиболее активных и значимых акторов в системе репродуктивного поведения выступают представители студенчества.

Студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения. Она выполняет специфические функции в обществе, которые не характерны для других социально-демографических групп. Студенческая семья – явление, достаточно распространенное в последние годы. Если студенты собираются жить вместе и иметь детей, у них возникает ряд вопросов: «Где жить студенческой семье?», «На что ей жить?», «Что делать, когда родится ребенок?», «Где и с кем оставить ребенка во время занятий, экзаменов?» и т. п. [1, с.37].

Весьма распространенной практикой в последнее время стало сожительство без официальной регистрации отношений в органах ЗАГС. Кроме того, не помышляя о свадьбе, сожители также не желают заводить детей. Как правило, наиболее распространенным аргументом против рождения детей у молодых пар является желание пожить для себя, в свое удовольствие. Дети рассматриваются как обуза, как фактор, существенно ограничивающий свободу родителей. Некоторые молодые люди стремятся сначала сделать карьеру, обустроить свой быт, а потом заводить детей. Поэтому сейчас все больше женщин рожают в возрасте от 30 лет и старше. Как правило, в этом возрасте родители «нагулялись» и способны обеспечить достойное будущее себе и детям.

В 18-20 лет молодые люди еще не имеют образования и постоянного места работы, живут вместе с родителями. Они морально и материально не готовы к тому, чтобы завести ребенка. Однако, именно данный возраст медики считают оптимальным для рождения первого ребенка, так как с возрастом репродуктивное здоровье молодежи ухудшается[2,с.130]. Существенный вклад в ухудшение репродуктивного здоровья вносят типичные для современной молодежи стереотипы рискованного репродуктивного поведения. Раннее начало половой жизни и частая смена половых партнеров при низком уровне сексуальной культуры приводят к широкому распространению в молодежной среде инфекций, передаваемых половым путем, и высокому уровню абортов.

Негативная динамика состояния репродуктивного здоровья подростков и молодежи резко снижает перспективы реализации населением своих репродуктивных функций и связанного с этим воспроизводства будущих поколений: увеличивается частота женского и мужского бесплодия, растут показатели невынашивания беременности, сокращается число нормальных родов, возрастает число недоношенных детей, повышается заболеваемость новорожденных.

В условиях демографического кризиса решение проблем репродуктивного здоровья молодежи не может ограничиваться рамками системы здравоохранения и должно стать одной из первостепенных задач национальной политики. Международное сообщество в течение последних пятнадцати лет активно привлекает внимание национальных правительств к вопросам репродуктивного здоровья подростков и молодежи. Однако существующая в настоящее время ситуация с решением задач, неразрывно связанных с проблемами репродуктивного здоровья подростков и молодежи, далека от принципов, декларируемых в международных и национальных документах[3, с.10]:

1. Не разработаны внятные принципы и программы полового воспитания.

2. Не решены вопросы качественного использования всех видов просвещения (информации, образования, коммуникации).

3. Отсутствует системный подход к созданию новых организационных форм и методов работы. В большинстве случаев они продвигаются лишь общественными и международными организациями, не всегда получая поддержку со стороны государственных институтов.

4. Не обеспечивается высокий уровень услуг по репродуктивному здоровью. Понятие о качественном обслуживании базируется лишь на стандартах оценки деятельности лечебных учреждений, без учета потребностей самих подростков.

5. Отсутствует реальное межведомственное и междисциплинарное взаимодействие. Разобщенность действий организаций, работающих с подростками и молодежью, снижает возможности оказания социальной поддержки, ухудшая перспективы сохранения репродуктивного здоровья молодых людей.

Решение проблем репродуктивного здоровья подростков и молодежи невозможно без разработки и внедрения комплексных национальных, региональных и муниципальных образовательных программ. Молодым семьям оказывается материальная поддержка, выдаются сертификаты на приобретение жилья. Но подобные акции проходят не так часто, чтобы помочь всем, кому необходимо. Семье требуется много больше, чем единовременные выплаты. Родителям необходимы постоянная работа с заработной платой, которую бы не «съели» коммунальные платежи, медицина и образование. Нужно жилье, в котором у ребенка будет собственная комната со всем необходимым для развития. То есть для стимулирования репродуктивной функции в современных условиях необходимы социальная поддержка со стороны государства, стабильное экономическое и политическое развитие страны, ориентирование общества на воспитание здорового, физически и духовно развитого потомства.

Констатируя, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются неподготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение.

Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов XX в., новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1-2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25-30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко проявляется в большинстве студенческих семей, как в центре, так и на периферии. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кирьянова Н.В. Репродуктивное поведение студенческой молодежи. // Социальная философия. – 2011. № 5. - С.37-39.
  2. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2010-2015 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2012. – 303 с.
  3. Ласточкина М. А. Репродуктивный потенциал населения области / М. А. Ласточкина // Регион: Экономика и социология. – 2014. - № 2 - С. 129-136. 
Разделы