Сведения об образовательной организации

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ЕВРАЗИЙЦЕВ

Исаева О.С., Гришина И.А.

нравственные основания ФИЛОСОФСКО-экономического учения классических евразийцев

г. Пенза
dep-ph@pnzgu.ru 

Классические евразийцы занимают позицию философии «подчиненной экономики», утверждая, что экономическая жизнь не является объектом личной наживы. Они относятся к ней как к «общему делу» и преследуют, в первую очередь, задачи достижения блага государственного целого. Евразийцы рассматривают экономическую жизнь не как «цель в себе», но как средство, необходимое для духовного совершенствования граждан. Жизнь людей, уровень которой обеспечивается общим состоянием и уровнем развития экономики в стране, согласно евразийцам, может быть осмысленной только тогда, когда ее истинное значение заключается в служении высшим духовным ценностям. Евразийцы выступают сторонниками такого экономического строя, в котором принцип справедливости и принцип «общего дела» осуществляется наиболее полно [1, с. 296].

Философско-экономическое учение евразийцев является развитием взглядов выдающегося отечественного мыслителя С.Н. Булгакова [2]. Вслед за своим предшественником один из основателей классического евразийства экономист-географ П.Н. Савицкий последовательно отделяет экономику и хозяйство. Его социально-экономическая концепция представляет собой скорее не доктрину чисто экономического толка, но учение о хозяйстве, философию хозяйства. П.Н. Савицкий выводит на первый план хозяйствующую личность, разделяя понятия «хозяин» и «предприниматель». Понятие «предприниматель», по мнению ученого, соответствует понятию «homo economicus» – «человек экономический». В рамках экономической теории он имеет только одно, по своей природе эгоистическое устремление, – получить наибольший доход. Получение наибольшего чистого дохода при наименьших затратах есть «экономический принцип», выработанный старой классической школой политической экономии. Осуществляет «экономический принцип» «экономический человек», который руководствуется экономическим эгоизмом. В этом состоит его «духовная сущность» [3, с. 263-264]. Хозяина же отличает «хозяйское отношение» к хозяйству, ему присущи не только экономически обоснованные импульсы. Отношение к хозяйству может и должно, согласно П.Н. Савицкому, определяться стремлением хозяина к сохранению, укреплению и расширению своего хозяйства, воспринимаемого обязательно как живое и ощутимое целое, как одухотворенная система не только людей, но и вещей.

Понятие хозяина, действующего «по-хозяйски», П.Н. Савицкий связывает с понятием «доброго хозяина». Интересы прибыли и получения дохода не являются для него руководящими, хотя и не отрицаются. «Добрый хозяин», прежде всего, заботится о материальном благополучии своих работников. Он «ставит своей целью обеспечить материальные основы жизни этих людей и по возможности достичь, чтобы они были довольны своей участью; без достижения такой цели ему как бы хозяйство не в хозяйство; ради нее он готов нести жертвы за счет своих доходов» [4, с. 220]. Основой хозяйства «доброго хозяина» выступают люди, действующие в нем.

В рамках своего учения о хозяйстве П.Н. Савицкий окончательно разграничивает экономический и внеэкономический миры. Он полагает, что мир экономический всегда характеризует меновая ценность вещей и потому он всегда будет миром принципиально соотносительным. Миры внеэкономические – это миры абсолютных бытий. Покупка и продажа материальных благ либо их обмен на другие блага и такие ценности как человеческая жизнь, любовь, дружба, соответственно, представляют собой соотносительные и абсолютные ценности.

Подобные рассуждения явились основой для построения П.Н. Савицким теории «хозяйского ценения хозяйства», являющейся своего рода мостом между мирами «абсолютного» и «соотносительного». Ценя свое хозяйство как источник «соотносительных» ценностей, как источник «чистого дохода», «добрый хозяин» в то же время ценит хозяйство и «абсолютно» – как ощутительное единство, как одухотворенную систему...» [4, с. 228]. Заметим, что «хозяйское ценение», по мнению П.Н. Савицкого, изначально заложено в природу человека. Все хозяйское отношение к хозяйству заключается в том, что хозяин ценит его с позиции «абсолютного».

Благополучие хозяйства, в рамках принципа «хозяйского ценения», обосновывается человечным отношением к людям и бережливостью всех остальных составляющих хозяйства, прежде всего, со стороны самого хозяина. Он должен создать все необходимые для своих работников условия, даже иногда и в ущерб себе, и только тогда его хозяйство станет сильным и способным выжить в любых условиях. Не материальные блага должны превалировать в мотивации поступков человека, а нравственные, духовные ценности, забота о ближнем своем.

Таким образом, философско-экономическое учение евразийцев основывается на принципах нравственности, что проявляется в следовании принципу «хозяйского ценения хозяйства». Ценение хозяйства как некоторой одухотворенной сущности, как абсолютной нравственной ценности выступает основой философии хозяйства классических евразийцев. Хозяйство, так как его определяют евразийцы, может мыслится как внеэкономическая категория и в определенном смысле регулироваться только законами нравственности, так же, как и экономические отношения могут быть, с их точки зрения, бесхозяйственными. Представленные классическими евразийцами экономические идеи не являются сугубо экономическими. Они расширяют границы «чистого экономизма», утверждая в жизни значение внеэкономических, имеющих абсолютное значение факторов. Хозяйственно-экономическое учение классических евразийцев, таким образом, включает в себя прежде всего философско-нравственные представления русской хозяйственной жизни.

Список литературы:

  1. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы // Вестник Челябинского университета. Сер. 10, Востоковедение. Евразийство. Геополитика. – 2003. – № 2 (3). – С. 282-306.
  2. Исаева, О.С., Кошарный, В.П. Историко-философские предпосылки евразийского учения / О.С. Исаева, В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Научно-практический журнал. Гуманитарные науки. – 2013.– № 1 (25). – С. 59-72.
  3. Савицкий, П.Н. В порядке обсуждения / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. – М.: Аграф, 1997. – С. 254-272.
  4. Савицкий, П.Н. Хозяин и хозяйство / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. – М.: Аграф, 1997. – С. 217-253.
Разделы