Сведения об образовательной организации

ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ

Леонтьев А.И. 

ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ

г. Тамбов
aleks75070@yandex.ru 

Проблема продвижения библиотечной профессии в настоящее время является довольно острой. В то время, как библиотеки испытывают кадровый голод, молодежь не стремится идти работать в библиотеки. Можно ли изменить данную ситуацию? Повлиять на формирование мотивации потенциальных абитуриентов, на наш взгляд, способно грамотно организованноепрофессиональное просвещение, реализуемое в виде профессиональной информации и профессиональной пропаганды [1, c. 69].

У молодых людей должно быть призвание, интересы, и наша основная задача – «привить» интерес к профессии. Зарождать интерес нужно, показывая её самые лучшие положительные стороны, ведь многие думают, что библиотекарь просто сидит и выдает книги, а если читателей нет, то можно самому почитать и заполнить пустоту содержанием той или иной книги…

Библиотека испокон веков была очагом культуры и просвещения, это был магнит, развивающий душу и ум своего читателя. Любовь к книге нужно сеять с детства, родители своим примером показывают детям, насколько это здорово и интересно. Сейчас библиотеки получают поддержку от государства. И эти возможности надо использовать в полной мере.

Где проводит большую часть времени молодёжь? В социальных сетях. Отсюда и нужно начать профессиональное просвещение. Просвещать - заинтересовывая, рассказывая о тонкостях и прелестях профессии (про тонкости можно говорить бесконечно, ведь не зря, чтобы стать библиотекарем, люди получают высшее образование; а вот к «прелестям», как непременным атрибутам профессии, можно отнести благородство, интеллигентность, утонченность и широту мировоззрения). Ведь готовность и способность вести диалог является одной из важнейших компетенций библиотечного специалиста [2, с. 101].

Делать это нужно нам – молодым студентам и аспирантам, и делать так, чтобы подростки и дети стремились нам подражать. Начать лучше с малого, но посильного, – с группы, объединения. Готовый пример – паблик «Вконтакте», в котором на первом месте развлечения, на втором – интересные факты, на третьем – интересные книги и только на четвертом месте сама библиотека, которая тут же предлагает ссылку на скачивание книг в электронном виде, аудиофайлы и сообщает, что эта книга есть и в бумажном варианте, в 15 минутах ходьбы от дома для любителей традиционных книг. 

В видеофильмах можно создавать любой имидж\образ профессии. Нужно привлекать молодёжь, начиная с коротких видеоклипов, создавая в сознании определённые, положительные образы и «информационный образ» библиотечной профессии и библиотеки. Чуть позже – рассказывать о  положительных сторонах работы в библиотеке, о сложностях. Если видеоролик качественно сделан, то он расходится по широчайшей молодёжной аудитории.

Это очень массовый и действенный способ продвижения. Когда же о библиотеке начнут говорить, то следует распространить в Интернете новые видео и фотоматериалы.

Необходимо отметить, что в последнее время всё чаще в молодежной среде, особенно на всероссийском, межрегиональном или областном уровнях, организуются комплексные мероприятия, включающие и развивающе-образовательные, и стимулирующие формы, — это форумы, слеты, конвенты. Примером может служить и Форум молодых библиотекарей России, и Молодежный библиотечный конвент, и Мастер-форум молодых библиотекарей Кузбасса, и целый ряд других мероприятий [3, с. 10].

Еще варианты, которые в настоящее время широко используются в тех библиотеках - проведение самых разнообразных тематических вечеров (или встреч). Это могут быть и литературные гостиные, и музыкальные, встречи с людьми той или иной профессии и т.д. Библиотекари могут готовить подборки интересных фактов на любую тему и рассказывать о них.

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» библиотеку называют «Аптекой для души». На наш взгляд, это название полностью отражает сущность деятельности любой библиотеки. Если мы хотим привести читателя в собственно «Дом знаний», свой рассказ можно оборвать в самом интересном месте и сообщить, что продолжение истории вы сможете узнать в самой библиотеке. Но злоупотреблять оборванными рассказами не стоит, т.к. это может ввести читателя в раздражение.

Итак, основной способ продвижения профессии библиотекаря на современном этапе, по нашему мнению, - это сеть Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стрелкова, И.Б. Кадровый потенциал библиотек в новой информационной среде: как привлечь молодежь в профессию //  Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.— 2010 .— №4. — С.68-72.

2. Езова, С.А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста // Научн. и техн. б-ки .— 2008 .— №4. — С.100-106.

3.  Макаренко, Т.С. Десять лет поиска и совершенствования в работе секции РБА // Молодые в библ. деле. — 2010. — № 9-10. — С. 8-17.

Разделы