Сведения об образовательной организации

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКОЛЕНИЯ Z В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дементьева О. Ю. 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКОЛЕНИЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

г. Тамбов
olga.systema@mail.ru 

Ежедневно каждый из нас совершает сотни элементарных взаимодействий, простейшие из них: пожатие руки, дружеский кивок, беседа, недовольный взгляд в общественном транспорте, улыбка при встрече со знакомым.

Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными группами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие) [1, с. 126]. В течение всей своей жизни мы связаны с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий. 

Социальное взаимодействие - любое поведение индивида и группы индивидов, имеющее значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом как в данный момент, так и в потенции. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно разнообразных видов деятельности, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т.д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, т.к. выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует [2, с. 118].

В пестром калейдоскопе текущих событий участвуют представители разных поколений. От количественных и качественных особенностей их человеческого потенциала, базовых норм, ими разделяемых, принятия или отвержения социально-экономических трансформаций зависит ход истории. Понятие «поколение» в значительной мере связано с демографией, предметом которой является воспроизводство поколений. Оно основано на различии возраста детей и родителей. Вместе с тем эта дефиниция показывает скорее длину поколений, которая при этом имеет значительную вариацию - от менее 20 до 40 лет, зависящую от социальных норм, связанных с репродуктивным поведением [3, с. 24].

В отечественной науке проблема преемственности поколений стала активно исследоваться со второй половины XX столетия. Демографы трактовали преемственность поколений как воспроизводство и смену основных возрастных групп в рамках жизненного цикла. Философы, социологи и культурологи акцентировали внимание на преемственности поколений как закономерности исторического и социокультурного развития общества, как процессе передачи от прошлого поколения новому поколению социального опыта и ценностей духовной культуры. В 1960-е - 1980-е годы проблеме преемственности поколений посвятили диссертационные работы и специальные научные публикации В.И. Воловик, И.В. Суханов, В.Н. Клепов, Е.В. Сергеев, B.C. Павлов, Л.А. Шевырногова; в 1990-е годы - Л.В. Никоненко, А.Я. Пучков, В.Ж. Келле, В.И. Чупров [4, с. 228].

Особенности процесса преемственности поколений в современной России состоят в следующем: во-первых, этот процесс происходит в условиях смены поколений, кроме того в период смены политической, экономической и социальной структур;во-вторых, приоритетное значение носит не межпоколенная преемственность, а внутрипоколенное заимствование, как правило, элементов субкультур западных развитых капиталистических стран;

 в-третьих, нигилистическое отношение к наследию поколений советского периода приводит к падению авторитета старшего поколения в глазах молодого; в-четвертых, девальвация духовных ценностей и норм прошлых поколений затрудняет передачу их следующим поколениям [5, с. 48].

Поэтому оптимизация преемственности поколений - одна из значимых задач государственной молодежной политики. Таким образом, рождение человека в определенное время задает его особую поколенческую роль, делает его частью поколенческой группы.

Сегодня все чаще можно столкнуться с терминами «поколение Х», «поколение Y», а также с совершенно новым понятием «поколение Z». Большинство людей, возможно, даже не понимает точного и правильного значения данных понятий, но на слуху они практически у каждого.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

• Поколение GI (1900–1923 г.?р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г.?р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.?р.)

• Поколение Х (1963–1984 г.?р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.?р.)

• Поколение Z (c 2000 г.?р.)

Остановимся более подробно на поколении Z.

Данное поколение (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation) - это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения Х или иногда даже Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума.

Чем же отличаются «зеты» от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий, то есть поколение, родившееся в информационном обществе.

Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, это поколение становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP. В этом есть большое сходство поколений Z и Y, но в отличие от вторых Z в большинстве случаев уже родились в те времена, когда интернет полностью вошёл в жизнь современного человека. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. «Зеты» не склонны становиться частью определённых групп - они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуют) [6, с. 29].

Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Сейчас родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (префигуративное общество, которое начинает формироваться уже сегодня) [7, с. 13].

В настоящее время взаимодействие и социализация поколений затруднены. Проблема межпоколенческого конфликта становится все более актуальной. Конфликт выражается в сложных взаимоотношениях родственников, вызванных нарастанием межпоколенческих противоречий. Этот конфликт, играя неоднозначную роль в жизни личности, семьи и общества, зачастую имеет деструктивные формы.

Движущими силами конфликта поколений выступают межпоколенческие противоречия, интересы и ценностные ориентации субъектов. Российское общество, активно трансформирующееся на протяжении последних десятилетий, стоит перед целым рядом проблем, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества, а также правового государства. Игнорирование проблемы межпоколенческих взаимодействий и диалога между поколения, нарушение которого не способствует решению остро стоящих перед страной задач, недопустимо с позиций оптимизации трансформационного процесса и целевой установки выхода из системного кризиса, поразившего российское общество после эпохи «великих» преобразований. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вдовина М.В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Vdovina/ (дата обращения: 07.05.2015)
  2. Осипов Г.В. Введение в социологическую науку. М., 2010.
  3. Доброхлеб В.Г. Потенциал поколений // Экономический журнал. 2014. Т. 35. № 3.
  4. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 1993.
  5. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социс. 2004. № 10.
  6. Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. 2008. № 5.
  7. Сапа А.В. Поколение Z – Поколение эпохи ФГОС //Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.
Разделы