Ускова Е.А.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
г. Тамбов
Kroxa2014@mail.ru
Становление мировоззрения происходит в процессе усвоения личностью системы духовно-нравственных ценностей. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий "ценность", "ценностные ориентации".
Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками.
Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.
В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Это разделение соответствует макроструктурной схеме, которую образует треугольник вечных ценностей —истина, добро, красота. Вечные ценности, преломляясь в триаде социальных институций, курирующих науку, общественную мораль, религию, искусство, отражаются микроструктурной проекцией, антропоцентрически разделяемой на дух, душу и тело. Таким образом, все ценностные ориентации в соответствии с триадой «вечных ценностей» подразделяются на:
1) духовно—гуманитарные;
2) материально—экономические;
3) рациональные.
Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) .
В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество".
Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений".
В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".
Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.
В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.
Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными); ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).
Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей: социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).Также Тугаринов не исключает следующее деление ценностей: наличные (экзистенциальные);целевые; нормативные.
Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.
Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:
В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в том числе труда); ценности переживания (прежде всего любви); ценности отношения.
Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению, ценностной ориентации.
Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:
знание (осознание ценностей);
переживание этой ценности как потребности;
мотивация настоящего поведения;
прогнозирование будущего поведения.
Так, А.Г. Здравомыслов считает, что "ценностные ориентации есть "относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности".
Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.