Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Филиппова О.Ю.

РОЛЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

г.Тамбов
o.s_2011@mail.ru 

В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (и в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации.

Самые популярные передачи - передачи развлекательно-игрового характера. Они не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают низменное, разрушительное, а не высокое, нравственное, духовное. Особое место среди многочисленных видов средств массовой информации занимает телевидение и компьютеризация, в силу их возможного наглядно-образного восприятия, и как следствие более сильного эмоционального влияния на ребенка. Именно они являются мощным средством формирования познавательной активности у детей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест. Вопрос о влиянии телевизионных программ на развитие ребенка вызывает множество дискуссий, и в настоящее время существует две точки зрения на эту проблему:

•  телевизионные программы оказывают позитивное влияние;

•  телевизионные программы оказывают негативное влияние.

Сторонники первой точки зрения отмечают исключительную роль телевидения в способе познания мира, в обеспечении динамики и статики общества, и поддержании социального взаимодействия. Тогда, как сторонники второй точки зрении считают телевизионные программы мощной разрушительной силой, подвергающей детскую психику к насилию, созданию фальсификации, манипуляции сознанием, принуждения и побуждения к агрессивным действиям.

Особо актуально стоит данная проблема в детском возрасте, так как именно в этот период мозг наиболее восприимчив к воздействию средств массовой информации. В настоящее время дети большую часть своего времени проводят у экранов телевизоров. Наиболее сильный эффект телевидения заключается в его общедоступности, что влечет за собой множество проблем, одной из которых является сведение до минимума личностных взаимодействий внутри семьи и сообщества. Ребенок познает негативную информацию, следствием чего является искажение картины миропонимания.

Поскольку телевидение выполняет различные функции, оно играет большую роль в жизни современных людей. Средства визуальной коммуникации оказывают неоднозначное влияние на формирование нравственного сознания и поведение подрастающего поколения. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий.

Значимость телевидения как источника разнообразной информации особенно велика для подрастающего поколения, которое строит свою картину мира во многом под воздействием и по аналогии с тем, что предлагается ими. Необходимо подчеркнуть, что эта проблема понимается как одна из приоритетных при р определении путей развития отечественного телевидения.

В то же время дети менее критично, чем взрослые, воспринимают модели поведения, предлагаемые телевидением. Это диктует особую ответственность телевизионных программ за формирование познавательной активности детей. Вопрос внутреннего содержания телевещания для детей тесно связан с актуальной для современного российского общества, остро возникает проблема определения новых идеалов, смысловых, духовных и нравственных ориентиров.

В последнее время наметились положительные тенденции: был разработан целый ряд документов, который ориентирован на позитивную социализацию подрастающего поколения, его духовно-нравственное становление, на формирование граждан российского демократичного общества, способных реализовывать свой личный потенциал, в том числе и в интересах общества и государства. Изменение законодательства, регулирующего сферу СМИ, дает надежду на появление интереса со стороны коммерческих структур к телевизионным проектам для детей.

Большое влияние на выпуск программ оказывала политическая обстановка в стране, мировоззрение и психологическое состояние общества. В настоящее время в обществе произошла смена ориентиров: место нравственных ценностей заняли потребительские. Со временем детские телевизионные шоу-программы перестали быть структурным подразделением воспитательно-образовательной системы государства, наибольшее внимание стало уделяться формированию личности подрастающего поколения, системе воспитания нравственных ценностей приобщению к искусству и науке.

Разделы