Сведения об образовательной организации

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕИ «РОДНОГО ДОМА» В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ

Гузенина Е.О., Гузенина С.В.

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕИ «РОДНОГО ДОМА» В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ

г. Тамбов
gyzenina39@gmail.com 

Древняя Греция оставила богатейшее культурное наследие, среди которого особое место занимают античные исторические и литературные труды, при обращении к которым могут быть получены фактические научные данные. Речь идет о непосредственно античной историографии, а также о величайших памятниках древнегреческой литературы и наследии философских школ. В отличие от Древнего Востока, история Античности довольно подробно восстановлена исследователями, поскольку основана на первоисточниках[1].

Античная Греция как полисное государство оставила уникальный пример возможного совмещения масштабной территориальной и локальной коллективной идентичности, поскольку  именно здесь зародилась идея самодостаточного города-государства, полисного коллектива, которая получила обоснование в весьма известной теоретической  концепции  космополитизма.

Интересно, что современное понимание категории «космополитизм» деформировалось до прямо противоположного. Понятие «космополит» изначально подразумевало гражданина греческого города, что несло на себе совершенно определенную смысловую нагрузку – это человек, верный своему полису, в который органично включался дом, близкие, а также люди, живущие рядом на одной улице и в одном городе.

Главное - такой образ родного дома базировался на понимании первостепенной значимости процветания особого места - родного полиса. Так, историк Фукидид начинает свой труд словами: «Фукидид, афинянин, написал историю войны между пелопоннессцами и афинянами, как они вели ее друг против друга» [2], философ Парменид был известен как Парменид из г. Элей, Фалес – как Фалес Милетский, Сократ Афинский, Аристотель Стагирит и т.п.

Показательными произведениями здесь выступают «Одиссея» и «Илиада» Гомера. Наиболее ярко тема родного дома раскрывается в эпопеях через сюжетные линии и диалоги героев. Для греков образ дома обязательно включает образы близких и детей, милой земли, о которой всегда говорят только с любовью, называя «отчизной», то есть  землей отцов.

Так звучит в «Илиаде» [3] призыв вернуться на родину царя Фиеста, обратившегося с речью к соотечественникам-ахейцам:

Бревна на наших судах изгнивают, канаты истлели.

Дома сидят наши жены и малые дети-младенцы,

Нас поджидая напрасно; а мы безнадежно здесь медлим,

Делу не видя конца, для которого шли к Илиону.

Ну, так давайте же выполним то, что сейчас вам скажу я:

В милую землю родную бежим с кораблями немедля!

Примечательно, что эти слова находят самый живой отклик в сердцах ахейцев, что Гомер описывает так:

Так взволновалось собранье ахейцев. С неистовым криком

Кинулись все к кораблям. Под ногами бегущих вздымалась

Тучами пыль. Приказанья давали друг другу хвататься

За корабли поскорей и тащить их в широкое море.

Чистили спешно канавы. До неба вздымалися крики

Рвущихся ехать домой.

 

Кроме эпических произведений, о внимании греков к месту рождения и проживания свидетельствует и развитие жанра исторического повествования, который, по сложившемуся мнению ученых-историков, берет свое начало от отца истории Геродота, хотя  повествования о жизни и укладе в той или иной части Греции мы находим и у первых историков Эллады – логографов: Гекатея («Милетские рассказы»), Гелланика («Фессалика», «Арголика», «Об Аркадии», «Эолика», «Троика», «Лесбика», «Аттида») и др. [4,с.83].

 «История» Геродота имеет, тем не менее, для настоящей темы фундаментальное значение [5].

Первая часть «Истории» Геродота повествует  о существовании особых типов логосов (греч. Logoi - принцип, идея) – лидийского, египетского, скифского, киренского, ливийского, фракийского, что означает констатацию Геродотом факта наличия идентичных коллективных представлений, то есть  культурных, психических и когнитивных сходств, что предполагает стартовую гипотезу о существовании коллективной социально-исторической памяти и менталитета как способа мышления  в структуре каждого из описанных им логосов.

Античная Греция как оплот европейской цивилизации стала колыбелью практически всех существующих до наших дней направлений общественной мысли, в каждом из которых, так или иначе, тема родины и родного дома  находит свое воплощение.

Одним из таких масштабных течений выступает  философия стоицизма, символикой которой стала  бродячая собака, что ярко иллюстрировало базовую идею стоиков – зрелая личность не может быть привязана к вещам, к месту, даже к отдельным людям. Только так  открывается возможность обретения истинной свободы, поэтому у мудрого человека-стоика не может быть в принципе ни дома, ни родины. Духовные принципы стоицизма дают новые духовные ориентиры, постулируя тезис о том, что для эллинов первостепенным является  осознание значимости не «милой отчизны», но себя как части и носителя греческой культуры.

Рамки полисного мышления греков сумела разрушить только  просуществовавшая хоть и недолго держава, созданная Александром Македонским [4,с.118]. С его именем начат новый отсчет в истории человечества – эпоха великих империй. До Александра существовали масштабные государства, но именно империя, созданная Александром, представляет собой в некотором смысле пример усилия личности бросить вызов массовой разобщенности: социальной, этнической, локальной, культурной, религиозной, поскольку арена его завоеваний, поступки и замыслы предполагают, прежде всего, масштабную идею. Это была мечта о благоденствующем всемирном государстве.

Интересно, что образ общего дома, масштабной  родины-государствапрослеживается, прежде всего, в культурной политике Александра: царь не желал зла покоренным народам: он оставлял в силе этнические традиции, чтил обычаи, не искоренял язык и всячески стремился к единодушию, более того, «старался в своей восточной политике опереться на восточные корни, пытался перестроиться и стать новым человеком» [6].

Впервые в лице Александра мы видим завоевателя и властителя мира, готового считаться с подданными с целью сохранения империи, во имя своей великой идеи. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

 1. См.: Геродот. История в девяти книгах. Л.,1972; Фукидид. История. М., 1981; Быт и история в Античности. М., 1988; Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967.

2. Фукидид. История. М., 1981.

3. Гомер. Илиада. Песнь первая // Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967.

4. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979. С. 83.

5. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

6. Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

7. Гузенина С.В. Образ Родины как духовная основа социального поведения: Монография. Saarbrusken. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2014. 356с.

Разделы