Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Орешина Е.Г.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

г. Пенза
dep-ph@pnzgu.ru 

Формирование гражданственности как признака самоопределения молодого поколения является одной из актуальных проблем. В условиях формирования и развития гражданского общества особую важность приобретают знания гражданских ценностей и умение отстаивать их в повседневной жизни. В то же время сегодня очевиден  культурный разрыв между технологической грамотностью студенчества и его мировоззренческой слабостью, и даже порой невежеством, что делает проблему формирования гражданской идентичности и патриотического воспитания весьма насущной.

В современном мире средства массовой информации и коммуникации превратились в гигантскую диверсифицированную структуру, подчинившую информационные потоки интересам определённых групп. Информационный продукт всё более утрачивает черты носителя общечеловеческих ценностей и служит удовлетворению информационных потребностей прагматически ориентированного человека. Под воздействием информации личность начинает активно и целенаправленно моделировать свой образ жизни в соответствии с новыми нормами и ценностями, не всегда гуманистическими. В такой ситуации актуальной становится проблема формирования гражданской идентичности, что особенно важно для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Идентификация человека – это процесс опознания тех качеств, на основании которых личность может быть отнесена к какой-то общности или группе. Идентификация – процесс объединения субъектом себя с другими индивидами или группой на основе установившейся эмоциональной связи, а также общности интересов и ценностей. Другими словами, это процесс сопоставления и сличения одного объекта с другими на основании каких-то признаков или свойств, в результате чего происходит установление сходства или различия. Любая идентификация является однозначным и консервативным актом, поскольку включение «Я» в какое-то сообщество одновременно подразумевает его исключение из другого. Любая идентичность предполагает акты самоидентификации, то есть проекцию простой структуры субъективности («Я» есть «Я», «Мы» есть «Мы» и т.д.) в мир. Самоидентификации предшествует самоосознание и творческий процесс, когда мир входит в духовность человека через его Ego и потому эгоизм вполне естественен. Такая позиция является нормой для западного человека, но в России с её коллективистским мироощущением она всегда осуждалась и порой осуждается и сегодня. Именно об этом говорил Н.Г. Чернышевский в своей концепции разумного эгоизма. 

В современных условиях особую важность приобретает гражданская самоидентификация, что является важным средством патриотического воспитания молодёжи. Но сознание человека, особенно молодого, весьма ограничено, а социально-политическая реальность безбрежна и запутана. Поэтому нужны когнитивные средства, позволяющие гражданскому сознанию формировать и сохранять свою идентичность, и в этом направлении важнейшим инструментом выступает информационная культура. Её можно рассматривать как путь адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объёма социально значимой информации. В качестве компонентов информационной культуры индивида, как известно, выделяют не только совокупность знаний, умений и навыков в работе с информацией, но и мировоззрение самого субъекта. Первых трёх составляющих явно не хватает, чтобы информационная культура обучающихся постоянно развивалась, для этого необходимо формирование информационного мышления и соответствующего мировоззрения. Мировоззрение обучающихся представляет собой весьма неустойчивую и динамическую систему, находящуюся под воздействием множества противоречивых факторов, среди которых главным выступает информационная среда. Она требует глубокого интеллектуального и эмоционального развития личности, в то время как современный школьник и студент – это человек весьма пассивный, с некритическим отношением к миру и реальной действительности, более ориентированный на потребительский образ жизни, нежели на созидание и творчество. Анализ деятельности молодых пользователей социальных сетей демонстрирует ненаправленный характер и  неизбирательный подход к информации, и потому трудно определить их потребности и интересы. Общение подростков и учащихся с компьютером, в основном, сводится к посещению чужих сайтов, знакомству и переписке, комментированию разного рода высказываний, видео, фото.

Хорошо известно, что человеческая природа открыта внешнему миру, а значит, уязвима, потому так важно не упустить все факторы процесса идентификации. Человек, будучи существом отражательным, меняется вместе с миром, весьма динамично и трагично. Однако стремительный прогресс виртуальной реальности размывает и без того нечёткую грань между объективным миром и субъективным восприятием, и потому возможность манипулирования своим и чужим сознанием только усиливается [1]. Чтобы противостоять этому, необходимы адекватные пути воздействия на молодое поколение путём разработки концепции гражданского воспитания на всех ступенях российской системы образования.

Процесс глобализации и стремление России влиться в мировое сообщество порождают новый тип гражданственности: на смену понятию «гражданин определённого государства» приходит понятие «гражданин мира». Но это порождает новые проблемы в гражданском и патриотическом воспитании, однако новые основы системы гражданского воспитания пока не созданы, а старые разрушены. Соответственно возникает вопрос: как сделать так, чтобы, несмотря на сложный период в истории общества и государства, молодой россиянин обладал определенным набором качеств, который характеризовал бы его как гражданина, проявляющего в своей жизнедеятельности социальную зрелость, самостоятельность, ответственность, способность сочетать личные и общественные интересы? Не следует забывать, что российская гражданственность имеет свои особенности и уходит корнями в глубокое историческое прошлое страны [2].

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо эффективно и методически грамотно строить учебные занятия по дисциплинам социального и гуманитарного циклов. В данном случае речь идет о преподавании курса социальной философии, призванного помочь студентам разобраться во многих вопросах социального бытия – взаимоотношениях между прошлым и настоящим в истории России, противоречивости процесса глобализации и его последствий для человечества, понимании смысла человеческой истории и критериях социального прогресса, переоценки западных ценностей. Но главная здесь проблема на фоне всех остальных – это проблема гражданской самоидентификации молодого человека и его бытия, проблема его ценностей.

В условиях разрушения традиционных ценностей и идеалов у российской молодежи необходимо воспитывать умение жить в демократическом правовом государстве, быть «цивилизованными индивидуалистами». Формирование гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Исторически сложилось так, что россияне всегда доверяли государству больше, чем обществу, а идею служения всегда связывали с Родиной. Высшая заслуга человека всегда рассматривалась как способность быть гражданином своей страны, патриотом, чья деятельность приносит ей пользу и славу. Потому модель гражданского воспитания включает, в первую очередь, ценностное отношение к государству, оценочные суждения в отношении к государственным институтам, представления об идеальном обществе и идеальном типе гражданина, способность индивида к самоидентификации, то есть способность определять собственную модель гражданского поведения. В настоящий момент гражданственность проявляется, прежде всего, в экономической деятельности – в осознанном выборе профессии, добросовестном отношении к труду, в креативном мышлении, творческих новациях и привлечении современных технологий. Всё это должно сопровождаться чувством высокой заинтересованности и ответственности за результаты своей деятельности.

Сегодня утверждение и воспитание в молодёжи высокой гражданственности – главное средство укрепления российской государственности и роста её международного авторитета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волкова Р.А. На пути к обществу знаний. / Социогуманитарные проблемы прошлого и настоящего. Вып.4.: Пенза: ПГУАС, 2008. С.26.
  2. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодёжи. / Социологические исследования, 2007, № 4. С.48. 
Разделы