Сведения об образовательной организации

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Балашова Е.Н. 

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 

г.Тамбов
balashova_en@mail.ru 

В настоящее время в условиях вхождения российского высшего образованию в Болонский процесс, адаптации его к общеевропейским тенденциям, перехода образования от «знаниевой» к «компетентностной» парадигме особую актуальность приобрела задача определения содержания понятия ключевых компетенций, а также самих оснований их классификации, количества таких компетентностей, определения, какие из них ключевые. Специалисты и в мире, и в России, изучая компетенции, выделяют от трех до 37 их видов.  

Единого перечня компетенций до сих пор не существует. Компетенции —  это,  прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, поэтому их перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Так, в Западной Европе и США состав ключевых квалификаций специалистов определялся на основе опросов менеджеров, предпринимателей, руководителей различных профессиональных сфер.

Специалисты выделяют следующие группы компетенций/компетентностей:

Ключевые – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме.

Профессиональные и учебные компетентности формируются и проявляются в этих видах деятельности человека. Анализ профессиональных функций специалистов показывает, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность, инициативность.

 

Ключевые компетенции определяются как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования», ключевые (базовые) компетентности характеризуются следующими особенностями: они многофункциональны (овладение ими позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной сферах); они надпредметны и междисциплинарны; формирование ключевых компетентностей опирается на определенный уровень интеллектуального развития (абстрактное, критическое мышление, саморефлексия и пр.); они многомерны, т. е. они включают в себя различные личностные качества, интеллектуальные способности, коммуникативные умения.

Социальные (в узком смысле слова) компетентности, характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми.

Необходимо отметить, что сами понятия «профессиональная», «социальная компетентность» толкуются крайне неоднозначно. Так, например, используя уже с 1992 года понятие «профессиональная компетентность», авторы И.В. Ильина, Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина, Н.В. Карнаух, Ю.В. Варданян и многие другие, работающие в проблематике профессионального образования, подчеркивают разные стороны этого явления. В силу этого на первый план выходят либо знания, опыт, либо качество личности, либо аспект профессионализма. Социальная компетентность в последнее время часто соотносится с понятием «уверенность в себе».

Многие исследователи подчеркивают, что социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, разрешении конфликтов, в выносливости и т.д. Здесь важно отметить связь профессиональных и социальных компетенций. Так, согласно В.И. Байденко и др., «в перечень затребованных работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность» [1, с.37].

Наряду с базовыми компетентностями, социально-профессиональными компетенциями важное значение в деятельности современного специалиста принадлежит профессиональным качествам. В зарубежной педагогике данные социально-профессиональные конструкты получили название ключевых квалификаций.

В ГОС ВПО нового поколения, выполненных с использованием компетентностного подхода, единый принцип классификации компетенций отсутствует. В проектах стандартов находят свое применение так называемые универсальные компетенции, разработанные в рамках TUNING (межличностные, инструментальные, системные). Наряду с ними упоминаются такие компетенции, которые очерчивают требования к академической (знаниевой) и профессиональной  подготовленности  выпускников. К первым относятся социально-личностные, экономические и общенаучные компетенции; ко вторым – организационно-управленческие, общепрофессиональные, специальные (как общие для всех специальностей направления, так и связанные с конкретными специальностями).

Компетенции разделены на две категории – общие и предметно-специализированные. Предметно-специализированные компетенции в большой степени оказываются под влиянием общих компетенций и определяются ими. Вторые могут служить инструментом освоения первых (учебных предметов, целей, модулей и зачетных единиц).

ГОС ВПО по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» (квалификация (степень) «бакалавр») предполагает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, которые, в свою очередь подразделяются на общепрофессиональные, научно-исследовательские, организационно-управленческие, технологические, проектные. Всего должно быть сформировано 17 общекультурных и 47 профессиональных компетенций.

Среди общекультурных компетенций присутствуют те, что сопоставляются с принятыми Советом Европы пятью ключевыми компетенциями, «которыми должны быть оснащены молодые европейцы». Это и политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений и т.д.), компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе (толерантное отношение к другой культуре и т.д.), компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; связанные с возрастанием информатизации общества, способность учиться на протяжении всей жизни. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие /В.И.Байденко. - 5-е изд.. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с. 
Разделы