Сведения об образовательной организации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Савельева В.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

г. Тамбов
vikulya.saveleva.93@mail.ru

 Поведение - система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых сложным (обладающим организацией) объектом; эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой. В широком смысле термин «поведение» употребляется применительно к объектам любого уровня организации (в этом смысле говорят о поведении электрона в магнитном поле, о поведении той или иной самоорганизующейся системы), причем имеют в виду поведение как отдельного индивида, так и группы индивидов (биологического вида, социальной группы и т.п.). Нередко термином «поведение» характеризуют систему поступков человека, представляющих собой реализацию нравственных установок. Однако чаще всего под поведением понимают систему действий по поддержанию своего существования, осуществляемых биологическим индивидом любого уровня организации. Поведение  возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования или их активного изменения. 

К понятию «поведение» близки понятия «деятельность», «действие». Деятельность понимается как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

По мнению Б.Д.Парыгина, действие есть активная  форма поведения  субъекта. Это одноактная активность в данном, текущем интервале времени (настоящем), в отличие от деятельности, которая включает также прошлое и будущее.

Поведение человека -  социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом – общение. Субъектом социального поведения могут быть конкретные личности, организованные группы и коллективы, а также неорганизованные, стихийные групповые образования.

Продолжением биологических и психологических разработок стало изучение поведения в социологии с позиций символического интеракционизма, где значимый вклад в исследование социального поведения принадлежит Дж.Г.Миду. Социальность определяется взаимодействием  индивидов. Чем шире и богаче система взаимодействия, тем разнообразнее заложенная в личности реакция и способы деятельности. Поведение всегда осмысленно, так как действующий человек в свое действие вкладывает смысл, который должен быть понятен другим. Поведенческий акт обязательно рефлексивен, то есть предполагает опережающее отражение последствий поступков и влияния, оказываемого на мнения других о самом деятеле.

Определяющее значение в понимании социального поведения принадлежит идеям Макса Вебера. Впервые социологические характеристики поведения были изложены в работах  М.Вебера «Основные социологические понятия», «Объективность» социально-научного и социально-политического познания», «О некоторых категориях понимающей социологии». Базисным понятием в социологической парадигме является термин «социальное действие». «Действием, - пишет М.Вебер, - называется... человеческое поведение... в том случае, если и поскольку действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл». «Но социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Таким образом, социальное поведение предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), то есть «ожидание», без которого действие не может рассматриваться как социальное.

Т.Парсонс рассматривал социальное действие в качестве всеобъемлющей системы человеческого действия вообще. Т.Парсонс раскрывает структуру социального действия. У Т.Парсонса поведение - действие, которое не только мотивировано, но и зависимо, корректируемо социальными институтами (нормами), подчинение, следование которым приносит деятелю удовлетворение. Существенные дополнения в учение Т.Парсонса были внесены Р.Мертоном. В качестве основы анализа он рассматривал социальное действие индивида. Мертоновская схема выглядит следующим образом: Мотив - Действие - Последствие (результат) для некоторой социальной системы (будь то личность, группа или общество в целом).

Итак, социальное поведение – это система мотиваций, обоснований, конкретных действий и результатов, ориентированная на достижение успеха в группе (богатства, славы, статуса, престижа, карьеры, власти).

По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным. Разновидностью социального поведения является девиантное поведение. 

Под девиантным поведением понимается социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.

Девиантное или отклоняющееся  поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе.

    Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни социологи в качестве точки отсчета («нормы») используют ожидания  соответствующего поведения, а другие – эталоны, образцы поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют девиацию как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

    Итак, девиантное поведение – это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям. При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися – нормы морали, обычаи, традиции. Социальные девиации, девиантность (deviance) – это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.                                                                                       

    Социология рассматривает негативные поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:  

а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;   

б) по значению последствий - негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;

в) по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);   

г) по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

д) по длительности - единовременные и длительные;   

е) по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

Существует еще одна классификация, связанная как с объективной, так и с субъективной стороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:

а) поведение, ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым, заранее спланированным или аффективным (например, ссоры в семье);

б) поведение, ориентированное на самого себя (интравертивное) - пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое.

И первая, и вторая группы поведения вступают в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля. Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживание социального контроля задеятельностью отдельных личностей и социальныхобщностей, слоев, групп и т.п. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М., Издательский центр «Академия», 2004. С. 22.
  2. Спирина Т.П. Социальное поведение личности как философская проблема: Автореф. дис. канд.филос.н. – Волгоград, 2001. 24 c.
  3. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Уч. пос. Саратов, 2009. С. 8. 
Разделы