Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Сараева В.А.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

г. Пенза
vereidn@gmail.com 

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь еще десятки лет назад. Несмотря на появление новых медиа, телевидение продолжает лидировать в борьбе за время и внимание аудитории. Хотя бы иногда телевизор смотрят практически все, а именно, 99% аудитории [1]. Другой вопрос, что общество видит по телевизору, и какое влияние это оказывает на его духовную жизнь.

Духовная жизнь - сфера общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания и удовлетворением духовных потребностей людей [2].

Российская аудитория обладает своим особенным менталитетом, отличным от европейского и американского. Тысячелетиями в духовной жизни русского народа господствовало христианство, главными материальными воплощениями которого был визуальный образ (икона) и слово (молитва), имевшие позитивное воздействие на человека из поколения в поколение. Народный фольклор также наполнен простоватыми, но светлыми и позитивными образами, а добро всегда побеждало зло. С приходом к власти большевиков, началась пропаганда атеистического образа жизни: религия заменялась культом личности, иконы – портретами вождей. Сила воздействия эмоционального образа продолжала работать в позитивном ключе. Появившееся телевидение также стало мощным инструментом пропаганды. После распада СССР и объявления свободы слова, с телеэкранов на неподготовленных зрителей хлынул поток насилия и «грязи». В условиях перемен, ощущения нестабильности, изменившееся телевидение только ухудшало духовное состояние россиян тяжелой и чуждой информацией.

В Европе же иммунитет к визуальным образам вырабатывался со времен Средневековья. Нелицеприятные изображения мучающихся в аду грешников можно было видеть и в искусстве того времени, и в церкви.

В постсоветском обществе телевидение потеряло собственные достижения и стало заложником самых плохих образцов западного телевещания [2].

Одна из главных функций современного телевидения - информирование.

В СССР существовало правило: доля плохих новостей в информационной передаче не должна превышать 40%. На сегодняшний день, негативные новости в информационных выпусках на российских каналах составляют около 90% . Такая же ситуация наблюдается и на западных каналах [3].Эту ситуацию объясняет тот факт, что с распадом СССР телевидение стало коммерческим. Появилось большое количество каналов, сражающихся за рейтинг. Понятие «новость» практически приравнялось к понятию «сенсация». Научно доказано, что плохие новости привлекают больше внимания, чем хорошие. Таким образом, формируется рейтинг канала, который привлекает рекламодателей.

Обилие рекламы – еще одна особенность современного телевидения, теперь она подается не только блоками, но и в замаскированном виде: с помощью таких технологий как, например, продакт плейсмент. Обилие рекламы на телевидении, способствует развитию конкуренции и рыночной экономики. Однако, не способствует формированию высокой духовности. Реклама в большинстве своем ориентирована на широкие массы людей, на «среднего человека», используются типичные образы, упрощенная лексика. До аудитории доносится мысль, что обладание определенной вещью приравнивается к обладанию статусом. С помощью рекламы формируется потребительское отношение к миру, насаждаются стереотипы.

Телевидение зачастую выполняет и досуговую функцию. Можно выделить три главных формата развлекательного телевидения: клип, сериал и ток-шоу. Все эти форматы преимущественно сняты под копирку с западного телеэкрана. Например, популярный в двухтысячные сериал «Моя прекрасная няня» скопирован с американского сериала «Nanny» (Няня) и адаптирован под российского зрителя. Популярное сегодня ток-шоу «Вечерний Ургант» имеет аналоги еще в нескольких европейских странах и США. В его создании принимали участие американские специалисты, ведущие аналогичной программы под названием  «The daily show» (Ежедневное шоу) Джимми Феллон и Дэвид Леттерман. Собственных программ на российском телевидении практически нет – даже ставшее российскому зрителю родным ток-шоу «Поле чудес» является аналогом американской программы «Wheel of fortune» (Колесо Фортуны).

Исследователи объясняют данную ситуацию на телевидении нехваткой квалифицированных кадров. Причем, квалифицированных не в плане техники. России необходимы кадры, готовые мыслить и строить новое телевидение, свободное от западных клише и соответствующее ментальности русского человека.

Однако вышеперечисленное относится не ко всем каналам, доступным российскому зрителю. Телеканал Россия К (также известный под названием «Культура»), входящий в состав Всероссийской государственной телерадиокомпании полностью свободен от коммерческой рекламы: на нем можно встретить лишь анонсы культурных событий (программа «Афиша») и передач телеканала. Выпуски новостей полностью лишены насилия, так как содержат исключительно новости культурной жизни. Канал производит большое количество собственного контента.  В сетке вещания представлены дискуссии (программа «Игра в бисер»), встречи с интересными людьми («Белая студия»), лекции известных ученых, документальные сериалы, курсы по изучению иностранных языков (программа «Полиглот»). Большое количество эфирного времени занимают трансляции концертов классической музыки, опер, балета.

В сравнении с другими каналами, телеканал Культура кажется настоящим оазисом для зрителя, уставшего от рекламы, насилия в новостях и пустых сериалов. Однако, в рейтинге на май 2015 года телеканал Россия К занимает 13 место из 322, являясь вторым телеканалом по распространенности после России 1. Самым рейтинговым каналом является НТВ, так же в начале списка значатся Первый канал, Россия 1, РЕН-ТВ, ТНТ, СТС [4] . Канал Россия К не приносит дохода - деньги на его «содержание» дотируются от прибыли других каналов ВГТРК.

Можно сделать вывод, что одной из главных задач современного телевидения является в первую очередь, получение прибыли. Эта задача зачастую перекрывает не менее важную – формирование духовности аудитории. Сегодня телевидение не ведет аудиторию за собой, призывая развиваться, но играет на основных человеческих инстинктах и потребностях, возводя их в культ. Тем не менее, отечественное телевидение не лишено образцов качественного контента.  

Современный телезритель имеет большой выбор каналов для просмотра, однако, не всегда выбирает правильно. Для формирования нового телевидения, способствующего духовному развитию, нужно сформировать нового телезрителя, стремящегося духовно развиваться.

Список литературы:

  1. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад под общей редакцией Е.Л. Вартановой. – М., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014.
  2. Беляев И. Национальное телевидение и духовная жизнь общества / И. Беляев // Высшее образование в России № 12. 2004. с 131-134.
  3. Луков В. А. Телевидение: конструирование культуры происходящего / Вл. А. Луков, М. В. Луков, А. В. Луков // Знание. Понимание. Умение № 1ю 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (Дата обращения 6.05.2015).
  4. Телеканал Россия К. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tvkultura.ru/  (Дата обращения 7.05.2015).
  5. Словарь бизнес-терминов Академик.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/19073 (Дата обращения 7.05.2015).
Разделы