Сведения об образовательной организации

РОССИЯ В ПОИСКАХ СРЕДНЕГО КЛАССА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Артюхова В.В.

РОССИЯ В ПОИСКАХ СРЕДНЕГО КЛАССА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

г. Орел
Victorya.artyuhova@yandex.ru

На сегодняшний день проблема среднего класса в России является одной из самых актуальных и дискуссионных, поскольку нет четких границ определения данного класса. Многие социологи, в частности Макс Вебер, отдавали среднему классу решающую роль в социально-экономическом развитии общества. Поэтому наличие среднего класса в современной России свидетельствует об эффективной и успешной реализации реформ в различных сферах жизнедеятельности общества.

В настоящее время не существует точного понятия среднего класса. Кроме этого нет единой точки зрения о критериях формирования данного класса в России. Ряд ученых утверждает, что средний класс в нашей стране - всего лишь социальный миф, другие же наоборот, подтверждают наличие среднего класса. Если рассмотреть данное понятие в широком смысле слова, то средний класс – это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Но определение среднего класса, исходя только из материальных или финансовых средств, будет недостаточным. Поскольку необходимо учитывать также наличие у данного класса определенного уровня образования, наличие социального статуса в обществе и удовлетворенность им, более высокой социальной устойчивостью и так далее.

В социологии сложились два основных направления в исследовании среднего класса:

1) по социально-профессиональному статусу (образование, регулярная занятость, интеллектуальный характер труда, должностной статус, материальное положение);

2) по показателям самоидентификации личности (субъективная самооценка личностью своего социального положения).

Если же рассматривать средний класс с точки зрения экономического подхода, то основой выступает оценка материальных активов (доходов), потребительских расходов, а также объект измерения домохозяйства. Исходя из данного подхода в России средний класс составляет 19%-20% домохозяйств.

Основными принципиальными условиями становления и развития жизнедеятельности среднего класса являются следующие:

- устойчивое экономическое развитие общества, но при этом не исключаются временные спады и подъемы производства, финансовые и экономические трудности;

- политическая стабильность в рамках сложившихся правовых государств и демократических режимов;

- сложившаяся система духовных ценностей и морально-правовых норм, допускающая существование различных мировоззрений, взглядов, религий и мнений [1, c.59].

Социологические исследования установили более 50 социальных групп, из состава которых в России может сформироваться средний класс – это бизнесмены, получающие доход от экономической деятельности; представители государственного аппарата; руководители государственных предприятий; «армейская верхушка»; специалисты; наиболее квалифицированная часть молодых рабочих; менеджеры крупных и средних частных предприятий; научная и творческая элита.

Для среднего класса, в основном, характерны следующие показатели:

1) владение собственностью;

2) наличие постоянного дохода;

3) высокий уровень образования;

4) консерватизм взглядов;

5) удовлетворение своим социальным статусом.

Таким образом, критерии выделения среднего класса в социальной структуре общества можно представить, как объективные и субъективные.

К объективным относятся такие показатели, в основе которых лежат вполне объективные единицы измерения: деньги, годы, количество подчиненных и тому подобное.

Субъективные показатели – самооценка своего материального положения, удовлетворения своим социальным статусом, степень удовлетворенности в завтрашнем дне, круг общения, образ жизни, престиж и так далее.

Согласно опросу, проведенному ФОМ 17 апреля 2014 года, основными критериями принадлежности к среднему классу россияне считают:  материальное благополучие (диапазон, впрочем, широк: от «есть свободные денежные средства» до «зажиточные люди, ни в чем не нуждаются») или «средний уровень жизни», и лишь немногие говорят о необходимости высшего образования и каких-то других качеств (например, предприимчивости или активности), чтобы считаться представителем этого слоя. В данном опросе 41% россиян относят себя к данному классу, не относят – 29% [2].

Из всех вышеперечисленных критериев отнесения к среднему классу больше разногласий вызывают доходы. По оценкам Центра Стратегических Исследований, нижним порогом, позволяющим отнести домохозяйство к среднему классу, сегодня является годовой доход в размере около 600 тысяч рублей на семью ($20 тысяч). В крупных городах порог выше и составляет 900 тысяч рублей ($30 тысяч). Верхней же границей среднего класса служит доход в 9 миллионов рублей на семью в год ($300 тысяч).

Также стоит отметить и тот факт, что эта цифра неоднозначная и в специальной литературе она достаточно разнится. Схожим параметрам соответствует определение креативного класса, ставку на который сделали разработчики «Стратегии 2020», назвав его главным двигателем экономики России [3].  По их мнению, это люди «творческого труда, которые в ходе своей обычной работы создают инновации».

Креативный класс способен предложить что-то новое обществу и отличается от среднего большей степенью активности как в социальной, так и в экономической жизни страны. Согласно опросу, проведенному ФОМ 19 апреля 2013 года, под креативным классом россияне понимают творческих людей, с нестандартным мышлением. Нередко креативный класс выделяют по экономическим и политическим основаниям: «наиболее влиятельные люди», «богатые люди», «это успешные люди, например из шоу-бизнеса». Отличительным качеством этого класса, по мнению некоторых, является стремление к улучшению и модернизации. Но встречалось и негативное отношение: «раковая опухоль государства, которая ничего не производит», «это люди третьего сорта». При этом вызывает интерес тот факт, что 82% респондентов слышат о данном понятии впервые. Чаще других слышали про креативный класс мужчины с высшим образованием, с высоким уровнем дохода и в большей части москвичи [4].

По данным Центра Стратегических Исследований в 2011 году доход более 600 тысяч рублей на семью имели примерно 15 миллионов семей, или 29 % населения страны. Если же принять в качестве нижней границы среднего класса доход в 900 тысяч рублей в год на семью, то к нему в России по итогам 2011 года относились 18 % населения, или 9,5 миллионов семей. Доход более 9 миллионов рублей на семью в год имели 237 тысяч семей, или 0,5 % населения страны. Доходом более $1 миллиона в год могли похвастаться 29 тысяч семей, или менее 0,1 % населения России.

Таким образом, в России существует свой специфический средний класс, не похожий на западный. Действительно, в материальном критерии существует большая разница между российским средним классом и его европейским аналогом. Однако, несмотря на это, отечественный средний класс, все же, выполняет ряд функций, которые имеют важное значение для развития общества.

В целом средний класс имеет достаточно высокий уровень образования и культуры, а также играет стабилизирующую роль в социально-политической жизни России и способен выражать жизненные интересы подавляющего большинства граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Средний класс в современной России // М.: Изд. Канон. 2011 г. С 59.

2. Официальный сайт Фонда Общественного Мнения.  Социологическое исследование на тему «Средний класс: люди на среднем уровне» [Электронный ресурс] -  Режим доступа.  -  URL: http:fom.ru (дата обращения 8 мая 2015 г.).

3. Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии - 2020» [Электронный ресурс] -  Режим доступа.  -  URL: http:strategy2020.rian.ru (дата обращения 8 мая 2015 г.).

4. Официальный сайт Фонда Общественного Мнения.  Социологическое исследование на тему «Креативный класс – выдумка политологов?» [Электронный ресурс] -  Режим доступа.  -  URL: http:fom.ru (дата обращения 8 мая 2015 г.).

Разделы