Сведения об образовательной организации

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В ОБЩЕСТВЕ.

Мжельская А.А.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В ОБЩЕСТВЕ.

г. Тамбов
alinaalina1786@yandex.ru 

Символический интеракционизм возник в 20-е годы ХХ века в Чикагской школе. Школа делает акцент на изучении проблем города, при этом применяя количественные методы в исследованиях и строгую методологию анализа данных. Исследователи данной школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. К самым выдающимся представителем относятся:  Эрнст Берджесс, Нелс Андерсон, Франклин Фрэйзир,  Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Уильям Томас. В рамках Чикагской школы как раз и выделяется такое самостоятельное направлении как символический интеракционизм, которое строилось на применении идей социальной психологии к исследованию социальных процессов. Основателем данного направления является американский философ, социолог Джордж Герберт Мид. Основой символического интеракционизма он считал взаимодействие (интеракцию) между людьми, которое предполагает обмен символами и жестами. В рамках символического интеракционизма рассматривается значение символов, которые являются необходимым средством взаимодействия между людьми. Значительное внимание уделяется языку как основному символическому средству. Социальные символы, под которыми подразумевается соотнесение действий индивида с определенными образцами поведения и социальными нормами, выступают важнейшим элементом в выполнении социальной роли.

Дж. Мид говорит о том, что только человек способен создавать символы, когда у него есть собеседник, партнер по общению. Он и его последователи исходят из того, что человек общается, развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения могут выражать его состояние. Именно такие действия Дж. Мид и называет «символами» или « значимыми жестами».

Проще говоря, символы выражают состояние человека, значение их стоит искать в реакции человека, которому этот символ адресован. Символическая коммуникация, назовем ее так, является началом человеческой психики, именно это и отличает человека от животного.

Символ является феноменом человеческой культуры и присутствует почти во всех областях деятельности человека. Именно человек имеет возможность создавать качественно новые пути взаимодействия с другими людьми, если смотреть в сравнении с животными. Каждый индивид обретает человеческую природу в процессе коммуникации, с помощью значимых символов и, чтобы существовать, люди должны жить в мире осознанных значений этих символов.

Дж. Мид занимался рассмотрением интеракции, с помощью символов, жестов и знаков, которые служат для интерпретации ситуации и обозначение намерений человека в этой ситуации. Если рассмотреть эти понятия в контексте эмоциональных явлений, то стоит говорить о смысловых символах, вызывающих инстинктивные реакции, они представляют собой простейшие знаки и эмоциональная  реакция на эти знаки у людей одинакова, она никак не зависит от социальных отношений. По-другому это рефлекторные эмоциональные отклики. Если говорить о жесте, то здесь иное. Жест действует на индивида в условиях социального взаимодействия как некий раздражитель. Прослеживается непосредственная связь жеста с поступком. Жесты являются шаблонами эмоционального поведения человека, он усваивает их в процессе социализации и в последующем уже не задумывается над их воспроизводством.

Не стоит забывать, что символ может так же выступать как определенный элемент культуры. Прежде всего, это религиозные символы. Чтобы понимать природу любой религии, ее место и роль в жизни общества, огромное значение стоит уделять символам, которые отражают ее сущность. Здесь символы показывают приверженность человека к той или иной вере, прослеживается непосредственная связь символов с человеческим существованием – рождением, смертью, бесконечностью мира и тд.  С использованием религиозной символики происходят все религиозные действия, в том числе празднества, обряды, молитвы. Религиозные символы призваны отражать настроения и чувства верующих, это определенный установленный «язык общения» между ними, который все знают.

Существует множество различных определений знака и символа , различные пути понимания процесса символизации. Но все сводится к одному – на символах строится все общество, конструируется жизненный мир, это основной регулятор отношений между людьми, способ выражения эмоций, чувств, мнений. Радикальная значимость символов позволяет рассматривать их в любой области как отдельную категорию жизнедеятельности. Политика, наука, экономика, религия, философия, искусство и другие сферы, все они пронизаны огромной властью символа, который выступает в том или ином значении. Люди способны понимать друг друга только с помощью знаков и символов, любое действие индивида символично в этом и заключается их всеобщая значимость. Символы важны заложенным в них идеальным содержанием, любые явления, вещи и действия символичны, при условии наполнения их смыслом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология.
  2.  Житкевич В.В. Символический интеракционизм Д. Мида // Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – № 9.
  3. Осипов Г.В. Джордж Мид и символический интеракционизм // История западной социологии. Глава 15.
  4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб., 2002. – С. 238.
  5. Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С.2.
Разделы