Сведения об образовательной организации

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ляшенко И.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

г. Белгород
dead_eays@mail.ru 

Актуальность проблемы использования технологии проектного управления при реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, обусловленная существующим разрывом между теорией управления и практическими потребностями муниципальной социально-экономической политики в новом управленческом инструментарии. Между тем анализ практики стратегического планирования муниципальных образований показывает, что создать жизнеспособный документ, учитывающий интересы субъектов хозяйствования и граждан, встроить его в систему принятия управленческих решений, удается не всегда. Зачастую муниципальные стратегические планы развития, на разработку которых было потрачено немало ресурсов, оказываются просто своеобразной данью моде, одним из необходимых атрибутов органов управления.

Другой, не менее актуальной проблемой является реализация концепций, стратегий и программ. Даже высокий содержательный уровень плановых документов не является гарантией их воплощения, поскольку могут быть несовершенны механизмы их претворения в жизнь. В связи с этим в настоящее время чрезвычайно актуальной задачей является совершенствование методологии управления процессами внедрения стратегического управления и планирования в практику российских муниципалитетов. Большинство ученых, занятых этой проблемой, считают, что сложность и многоаспектность территориального планирования обуславливает необходимость использования всего спектра современных методов теории управления, инновационного и инвестиционного менеджмента, теории принятия решений, исследования операций и других наук. При этом особое место в системе теоретических основ муниципального стратегического планирования отводится использованию методов управления проектами (ProjectManagement) – одному из важнейших инструментов управления в современном мире и рыночной экономике. Методология и технологии проектно-ориентированного управления сегодня являются общепризнанными и широко используемыми во всех развитых странах мира при управлении бизнесом, государством и обществом. Именно его применение обеспечило этим странам динамичное развитие и высокую конкурентоспособность.

Особое внимание следует уделить вопросам сущностно - содержательных особенностей  рассматриваемой категории  - муниципальное образование. Появление термина «муниципальное образование» было обусловлено необходимостью обозначения новых субъектов гражданских правовых отношений, какими являются города, сельские поселения и другие территории, на которых может осуществляться местное самоуправление [1].

В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.

В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления, к которым и относится технология проектного управления. Органы местного самоуправления сегодня нуждаются в выработке научно обоснованных подходов к организации реализации стратегии социально-экономического развития муниципальным образованием с использованием проектного управления, которые бы в должной мере учитывали интересы государства как регулятора хозяйственной жизни в регионе, адекватно отражали специфические особенности социально-экономической политики на местном уровне, а также имели бы результирующим показателем конкретный инструмент долгосрочного управления развитием муниципалитета, где должна работать практика привлечения регионального экспертного интеллектуального сообщества[2].

Основным инструментом реализации программ социально-экономического развития становиться проектное управление и управление процессом распространения инноваций с целью получения запланированного экономического эффекта[3]. Процесс управления проектом в муниципальном стратегическом планировании включает следующие стадии: процесс инициирования – принятие решения о начале проекта; процесс планирования – создание и поддержание работоспособного механизма достижения цели, ради которой был предпринят проект; процесс выполнения – реализация плана осуществления проекта; процесс контроля – проверка достижения поставленных целей путем отслеживания и измерения прогресса и осуществление корректирующих действий при необходимости; процесс завершения – формализация приемки результатов проекта и приведение проекта к соответствующему концу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Яковлев О.П., Картаева Е.А., Заусаев В.К., Воронцова Л.С., Быстрицкий С.П., Анисимов А.С. Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования. М., 2007;
  2. Бабинцев В.П., Надуткина И.Э., Сапрыка В.А. Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе//Власть. 2014. №7. С. 3-9.
  3. Надуткина И.Э., Шовгеня С.А., Ресурсное обеспечение проектной инновационной деятельности в регионе // Среднерусский вестник общественных наук (научно-образовательное издание. 2011. №4. С.161-168.
Разделы