Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН НА ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ

Ловцова О.В.

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН НА ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ

г. Тамбов
ja_oksy@mail.ru

В условиях социально-политических и экономических трансформаций, переживаемых Россией, наблюдается динамичное преобразование социальных отношений, в том числе в области репродуктивного поведения. Устанавливаются новые формы контроля репродукции, изменяются способы формирования моделей гендерного поведения, стереотипы и практики материнства подвергаются модификации.

Проблема ценностных ориентаций женщин стабильно привлекает интерес отечественных исследователей. Но особенно актуальными стали исследования ценностных ориентаций женщин в настоящее время. Социокультурные изменения, произошедшие в российском обществе, могут существенно повысить социальный статус женщин и их ценностные ориентации. В этом связи актуальным является изучение ценностного содержания женского бытия в семейно-брачной сфере, сфере общественного труда, политической деятельности.

Кроме того, знание ценностных ориентаций женщин позволит получить информацию о процессах, происходящих как внутри семьи (распределение социальных ролей, наличие гендерных стереотипов, проблем, влияющих на стабильность семьи), так и внесемейных структур (политическое и экономическое сознание, готовность принять участие в важных социальных процессах общества).

Ценностная ориентация представляет собой не просто готовый набор ценностей, но также процесс их выработки в сознании человека. Если ценности являются основой жизнедеятельности личности, то ценностные ориентации представляют собой динамический аспект ценностей, то, как ценности осуществляются и влияют на жизнь человека в реальности.

Социальное самочувствие женщин, анализ их ценностных ориентаций вполне могут отражать их жизненные, профессиональные и политические ориентации. Поэтому изучение ценностных ориентаций различных социально-демографических групп всегда актуально.

Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всем разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось.

Г.Г. Филиппова указывает, что проблема готовности женщин к материнству остается весьма проблематичной. Еще довольно много женщин, которые рожают детей не потому, что они счастливы в жизни, наполнены любовью и хотят передать это счастье и любовь детям, а просто потому, что они вышли замуж, и так положено, иметь детей. В ходе проведенных исследований Г.Г. Филиппова сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведет к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребенка, объектное отношение к ребенку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции [1, с. 240].

С точки зрения исследователя материнства Е.В. Матвеевой, основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [2].

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в различных аспектах, но при всем многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остается открытым.

 При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, которые чрезвычайно глубоки. Рождение ребенка принесет много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

Развитие материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли. Одним из важнейших считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. В.И. Брутман и М.С. Радионова выделяют ряд основных этапов беременности. Первый этап – фаза преднастройки (до беременности – формирование матрицы родительского поведения в онтогенезе); второй этап – фаза первичного телесного опыта (интрацептивный опыт во время шевеления и в период после родов) [3, с. 41-42].

Е. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству: [4, с. 132-133]

1. Отношение к беременности.

Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несет за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребенка любые трудности и ограничения.

2. Поведение женщины в процессе родов.

Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребенка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы все поскорее закончилось.

Потребность в детях – центральное звено потребности в материнстве. Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно [5, с. 76]. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчетлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни.

Положительное отношение к беременности влечет за собой спокойное ее протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребенка любые трудности и ограничения. Не смотря на последнее, образ будущего ребенка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства.

Современное общество, несмотря на длительное существование понятий «независимость», «свобода выбора», подвержено  большому  количеству  стереотипов. Успешность  женщины  традиционно оценивается по наличию семьи и детей. Для выполнения такой роли  женщина  должна  обладать определенными характеристиками: чуткостью, сострадательностью, заботливостью, трудолюбием, терпимостью, спокойствием.

В ХХI веке динамика и направление развития социальных отношений материнства (в обоих значениях) определяются возрастанием степени свободы. Чем выше уровень гендерного социального равенства, чем меньше женщина дискриминируется, тем большими возможностями социального выбора она располагает.

Явление материнства важный компонент человеческого общества. Материнство является связующим звеном, передающим духовные ценности, идеалы, образы, культурно-нравственные стереотипы из поколения в поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 240 с.
  2. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. - К.: ВГГУ, 2004.
  3. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И.Брутман, М.С.Радионова // Вопросы психологии. – 1997. – №7. – С. 38-47.
  4. Милосердова Е. Мой ребенок – победитель!. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.
  5. Орлевская М. Я хочу ребенка // Cчастливые родители. – 2004. – №3. – С.76-78.
Разделы