Некрасова Д.Г.
Всеобщее благо и полиция
г. Пенза
dashanekrasova58@yandex.ru
Современный этап становления Российской Федерации как демократического государства связан с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности. Изменения затрагивают в том числе и правоохранительную деятельность. В нашей статье рассматриваются общественные проблемы, касающиеся не только обеспечения общественной безопасности, основной акцент делается на комплексных мерах, направленных на совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества в Российской Федерации. Принятый 28 января 2011 года Федеральный закон «О полиции» в качестве принципа организации полиции как социального института закрепляет в статье 9 общественное доверие и поддержку граждан. Доверие населения к полиции – это форма веры, которая представляет собой в социально-психологическом плане отношение населения к полиции. В статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, формы участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка.
Понятие «гражданское общество» в настоящее время является одним из центральных в современной политологии, социологии, культурологии и юридической науке и имеет как теоретическое, так и практическое значение. Гражданское общество – такая первичная по отношению к государству самоуправляемая система, образуемая непосредственно гражданами страны, в центре которой находится человек, по определению обладающий естественными неотчуждаемыми правами и признаваемый позитивным правом государства как высшая ценность [7].
Немало и авторов, негативно оценивающих сам термин «гражданское общество», аргументирующих свою позицию тем, что прилагательное «гражданское» происходит от слова «гражданин». Гражданин – понятие «государственное». Это правовая связь лица с соответствующим государством, порождающая двухсторонние права и обязанности, как со стороны лица, так и государства. Наша позиция заключается в признании возможности созидательности функций в триаде «государство-полиция-общество». Потенциал взаимодействия полиции и гражданского общества будет раскрыт следующим образом.
Во-первых, взаимодействие способствует не только более успешному решению полицией своих профессиональных задач (раскрытие, предотвращение, профилактика преступлений, розыск лиц, совершивших преступные деяния или ставших их свидетелями и жертвами и др.), но и будет способствовать становлению правового государства через развитие форм сотрудничества граждан и правоохранителей, через повышение уровня поддержки и готовности граждан к подобному сотрудничеству.
Во-вторых, тесное и продуктивное взаимодействие полиции с гражданским обществом и населением закономерно отразится на изменениях в структуре, динамике и масштабе преступности, что приведет, в конечном счете, к достижению ее социально терпимого уровня, к минимизации наиболее социально опасных форм [2]. Не вызывает сомнения, что сотрудничество полиции и населения отразится, прежде всего, на росте эффективности профилактики преступности и противоправного поведения в целом.
В-третьих, сотрудничество полиции, и гражданского общества позволит сделать работу правоохранителей информационно более открытой, позволит усовершенствовать механизм обратной связи в управлении полицией, то есть повысит роль общественного мнения и социального контроля работы полиции.
В-четвертых, в последние годы проявилась и получила тенденцию к росту взаимная готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Это добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы и т.д. Например, в Свердловской, Тюменской, Кировской, Курганской областях функционируют дружины по охране общественного порядка, специализированные отряды дружинников (по линии ГИБДД), казачьи дружины («казачья полиция»), студенческие отряды охраны общественного порядка; в Костромской, Архангельской, Пензенской областях – советы общественности, добровольные народные дружины, молодежные оперативные (поисковые) отряды, внештатные сотрудники полиции; в Самарской, Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях – добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений; в Красноярском крае, Новосибирской, Тульской, Ульяновской областях – добровольные молодежные отряды. На территории РФ действуют более 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тыс. человек, в том числе в 14,2 тыс. народных дружин – около 190 тыс. человек, в 895 казачьих дружинах – около 62 тыс. человек. Более 42 тыс. граждан являются внештатными сотрудниками полиции [4].
Совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата. Статус «Народного фронта» ближе к субъекту социально-экономического и политического контроля. Если общественное объединение ставит целью охрану общественного порядка, содействие полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, браконьерством, нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства и так далее, оно непременно имеет правоохранительную направленность. С помощью общественных объединений ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных нарушений.
Все общественные объединения правоохранительной направленности объединяет заинтересованность в личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их деятельности, а в словосочетании «всеобщее благо» нам важно поставить акцент на слове «всеобщее».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: