Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Авдошина М. М.

К ВОПРОСУ О СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

г. Тамбов
amyrchik.love@yandex.ru

Социализация – процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам.  В широком смысле, социализация длится всю жизнь, в узком – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия.

Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.

Из факторов социализации самым важным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем её эффект накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для успешной социализации ребенка.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Социализация предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно, со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций. В семье возникают разнообразные конфликты, в том числе поколенческие. Их основанием является столкновение поколенческих интересов, ценностей, норм, статусов, ролей субъектов конфликта.

С социологической точки зрения, поколение следует рассматривать как социальную общность людей, критерии выделения которой:

а) схожие социально-возрастные характеристики индивидов и групп. В этом смысле типичными поколенческими общностями являются дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди;

б) общий социально-исторический опыт и судьба современников, совместно проживших конкретный этап развития общества. В стабильные периоды поколенческая общность современников состоит из перечисленных четырех возрастных когорт; в переходные периоды сосуществуют и возрастные, и «современческие» поколенческие общности;

в) соотнесение с определенными семейными ролями — в этом смысле условно выделяются: поколение детей, родительское и прародительское поколения.

В семье, как и в обществе в целом, возможны как внутрипоколенческий, так и межпоколенческий конфликты.

Внутрипоколенческий конфликт возникает, как правило, между супругами, между братьями и сестрами, т. е. между родственниками одного поколения в семье.

Межпоколенческим, как правило, является конфликт между родителями и детьми, между прародителями и родителями, между прародителями и внуками, между другими родственниками (свекровь-сноха и т. п.), принадлежащими к разным поколениям в семье и/или в обществе, независимо от того, совместно проживают участники конфликта или раздельно.

Существует отличие межпоколенческого конфликта от конфликта поколений. Последний можно интерпретировать не только как конфликт между поколениями, но и как конфликт объединившихся поколений с третьей стороной. Предметом межпоколенческого конфликта в семье, по сравнению с семейным конфликтом между поколениями, выступают не семейные, а в первую очередь межпоколенческие противоречия как непосредственно в семье, так и косвенно в обществе в целом.

Сущность межпоколенческого конфликта в семье заключается, прежде всего, в специфике его предмета и его носителей, которые могут действовать индивидуально или объединившись в группы. Это родственники разных поколений, которые находятся в состоянии конфликтного противодействия, пытаясь достичь объективно и субъективно несовместимых целей. Как правило, это люди с разницей в возрасте 20–30 и более лет, на  возрастные отличия которых накладываются также социальные и культурные различия между поколениями, прежде всего ценностные, нормативные, статусные, семейно-ролевые.

Побудительными мотивами действий субъектов конфликта выступают их противоречащие друг другу интересы. Поколенческие интересы присущи тому или иному поколению как социальной общности, складываются на протяжении неповторимого жизненного пути поколения, эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением той или иной поколенческой общности к миру. Поколенческие интересы людей разных поколений нередко не совпадают, поскольку они формируются в отличающихся друг от друга социальных условиях, под влиянием разного коллективного и индивидуального опыта.

В современной российской семье необходимо и возможно урегулирование (т.е. управляемое разрешение) конкретных проявлений межпоколенческого конфликта. Однако окончательное, абсолютное устранение самого феномена конфликта недостижимо. Тем не менее, на каждом этапе развертывания в семье межпоколенческого конфликта возможна его регуляция с целью предотвращения самого конфликта и его негативных последствий.

Непреодолимых границ между внутрисемейным и внесемейным разрешением межпоколенческих конфликтов нет, потому что они тесно связаны. Семья традиционно является важнейшим институтом, регулирующим межпоколенческие отношения. Семейные нормы предписывают родственникам взаимное согласие, понимание, уважение, толерантность и любовь
друг к другу. Однако в современном обществе происходят трансформации традиционных семейных норм и ценностей, в результате чего ослабляется их воздействие на взаимоотношения близких родственников. В российской семье наблюдаются как противоречия между этим институтом и другими институтами, обществом в целом, так и дисфункциональные явления в самом институте семьи (рост разводов, внебрачных рождений, безнадзорности детей и т.п.). Все это затрудняет реализацию семейного механизма регулирования конфликтов между поколениями.

Отношения поколений в российском обществе становятся все сложнее и многообразнее. Поэтому внутрисемейное разрешение межпоколенческих конфликтов часто бывает недостаточным без применения специальных приемов и методик. К ним относятся: правовое регулирование взаимоотношений поколений в семье, предупреждение конфликта, управление процессом его протекания с целью конструктивного разрешения, организация переговоров, использование посредничества, семейное консультирование и психотерапия, сотрудничество сторон, достижение компромисса, консенсуса и т.п. Эти методики могут использоваться членами семьи самостоятельно либо с помощью специалистов, работающих с семьей.

Предупреждение и урегулирование конфликтных взаимоотношений поколений выступает результатом целенаправленного воздействия общества и его институтов: семьи, образования, культуры, СМИ, права, социальной защиты, местного самоуправления, церкви и др. Основная направленность их регулятивной деятельности — укрепление и развитие социального взаимодействия поколений на всех уровнях.

Разделы