Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Пономарева Л.М.

СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И ОСОБЕННОСТИ  ПРОФЕССИИ ВРАЧА

г. Тамбов
mirluba86@mail.ru

Профессиональный выбор каждого человека, представляет собой осознаний шаг во взрослую жизнь, при этом, этот выбор осознан, и разумеется, вчерашний выпускник школы делает это выбор субъективно, с опорой на разного рода определяющие факторы. Все же, выбор профессии напрямую связан с природными способностями и интересами личности.

Общество так структурировано, что в зависимости от господствующей политической формации, социальных взаимодействий – одни профессии становятся сверх востребованными, спрос на другие падает, а ряд профессий, попадают в разряд так называемых «мертвых профессий», к примеру, настройщик ЭВМ. Это естественный процесс, своего рода, естественный отбор – в социальном плане. Однако, есть ряд профессий, которые актуальны всегда, так как связаны с жизнь человека, в ее самом прямом, биологическом смысле. Это профессия врача. Еще А. П. Чехов писал, что «... профессия врача – это подвиг, требующий чистоты души и помыслов» [1].

Бесспорно, что врач — это одна из самых благородных профессий, наиболее социально значимых, так как именно в руках врача подчас находится человеческая жизнь.

В современных общественно-политических условиях одной их важнейших социальных функций государства является здравоохранение. Если ж мы обратимся, к смысловому рассмотрению данного термина, мы видим особую чуткость в «охранение», как, своего рода – оберегаю, чутко и нежно сохраняю самое ценное – жизнь, жизнь каждого конкретного человека, и общества в целом [2].

Мы полагаем, что среди социально ориентированных профессий, профессия врача имеет особую гуманность, так как связана не только с социально-психологичной сферой человека, но и соматическим состоянием. При этом стоит отметить, что мы не проводим ранжирование среди профессий типа «Человек-человек», каждая из которых имеет свое глубинное социальное своеобразие.

Гуманность врача и направлена на восстановление, сохранение и укрепление социального благополучия человека. Целесообразно, еще раз подчеркнуть, что фундаментальные знания медицины – весьма массивны, и, если мы говорим о профессии врача, то врач априори владеет этими знаниями в совершенстве. Однако, непосредственный медицинский компонент, мы оставляем для изучения специалистам данной области, нас же интересует социальная составляющая профессии.

Классификация специализаций внутри медицинского кластера профессий весьма обширна. В основу данной классификации мы можем заложить и характер выполняемых медицинских манипуляций, вид и локализацию заболеваний, возраст пациентов и прочее. Данная классификация имеет множество тонкостей исключительно медицинского характера, нас же интересуют социальные особенности профессии врача. Особенности целостного образа врача, вне зависимости на лечение, профилактике и предотвращении каких заболеваний он специализируется [3, С. 139-156].

Являясь по своей сути одной из сложных и важных профессий класса «человек-человек», особенности данной профессии проявляют себя еще на этапе обучения, а именно, профессия врача требует весьма длительной профессиональной подготовки. Получить эту профессию можно в специализированных медицинских университетах/институтах, которые имеют, порой, вековую историю, знамениты на всю страну, так на ряду со столичными медицинским вузами, всем известен медицинский институт города Саратова имени В.И. Разумовского.

Таким образом, мы видим, что профессиональная подготовка врача предполагает фундаментальное медицинское образование, наряду с которой специалист в области здравоохранения имеет возможность специализироваться в отдельной области медицины. Образование врача, как и ряда иных социально ориентированных профессий, предполагает постоянное совершенствование своих компетенций, по средствам прохождения курсов повышения квалификации и специализаций.

На наш взгляд, длительность процесса обучения связана не только со сложностью освоения фундаментальных знаний в области медицины, биологии, химии, фармакологии и ряда других наук, но так же и с тем, что за семь-девять лет обучения будущий врач имеет возможность определиться в правильности своего выбора. При этом мы полагаем, что затраченные многолетние усилий в области теоретической и практической подготовки, позволяют осознать степень ответственности, возлагаемой на врача.

Характерные особенности профессии врача связаны со множеством показателей – это и внутренняя картина профессии, и внешние характеристики. Так, к внешним, наряду с продолжительностью и ступенями обучения будущего доктора, необходимо отнести востребованность профессии [4].

По данным социологических исследований, престижность профессии врача является одним из мотивирующих факторов в выборе медицинского образования, о чем свидетельствуют исследования Н.Н. Ланиной, И.И. Косырева, Ю.П. Лисицыной и др. В работах этих ученых представлены сведения, свидетельствующие о важной роли наследственности в формировании профессионала сферы здравоохранения. Согласно проведенному исследованию, среди студентов медицинских вузов, представителями семейных династий являются 17% обучающихся, при этом, профессия передается уже во втором, третьем, а в некоторых случаях и в четвертом поколениях – 22% студентов стали преемниками семейных трудовых традиций в области медицины, 28% студентов выбрали свой профессиональный путь исходя из ориентации семьи, члены которой не связаны с здравоохранением, 33% студентов избрали свою профессию под влиянием ряда других факторов [5, c.44-54].

Таким образом, основную долю причин выбора профессиональной ориентации во врачебной сфере, занимает желание быть врачом с детства, мы полагаем, что данное желание имеет социальное подкрепление, идущее из семьи. Далее следует фактор востребованности профессии, экономического благополучия. Доля тех студентов, которые поступили в медицинский вуз, чтобы продолжить семейные династии, поступили по совету семьи и тех, кто не определились в определяющем факторе выбора профессии – представляет собой примерно равнозначные группы. При этом, группа тех студентов, что не могут назвать, что послужило движущей силой поступления в медицинский университет – представляют собой группу «риска», то есть они являются непосредственными кандидатами на уход из системы здравоохранения.

Одна из исключительных особенностей социально направленных профессий, в целом, и профессии врача в частности – это работа с людьми. На наш взгляд, особенность так же в том, что в отличие, к примеру, от профессии педагога, врач взаимодействует с людьми в измененном состоянии здоровья – будто соматическое состояние либо психическое. Переживание собственной болезни либо не здоровья близкого, как правило, сопровождается стрессовым состоянием различной степени тяжести, что напрямую влияет на характер взаимоотношений с окружающими людьми [6].

Уникальность каждого человека проявляется так же и в своеобразии его заболеваний. Весьма распространено не типичное протекание того или иное заболевания, что так же требует от врача особой профессиональной чуткости.

Выполнение сложных медицинских манипуляций, таких как проведение операций, обследований с проведением точной диагностики и многое другое, требует от медицинского работника умения работать в команде. Причем данная работа является насколько слаженным механизмом, где понимание действий друг друга происходит на уровне слова-жеста-взгляда. Особенно четко это проявляется в работе врачей хирургов, когда от слаженных действий медицинского персонала зависит успех операции, а значит, и жизнь пациента.

Анализируя профессию врача по виду труда, можно говорить о том, что данная специальность в большей степени связана с приемом и переработкой информации, и значит, доминантой здесь является умственный труд. При этом физический труд не исключается, особенности организации рабочего времени медицинского персонала и специфика деятельности предполагает значимые нагрузки на организм врача, однако, первостепенное значение отведено интеллектуальной деятельности [7].

В целом, мы можем говорить о том, что профессия врача появилась с зарождением жизни на земле, разумеется, в древности врачевание было не столь профессией, которой обучаются, а скорее даром, коим человек наделялся свыше. Однако человечество всегда стремилось избавиться от дискомфорта, который является следствием заболевания. Развилось общественный строй, возникали различного рода религиозные теории и верования, и вместе с ними усложнялась и позиция врача в обществе. Разумеется, достигнув определенного уровня развития цивилизация осознала, что для успешного осуществления процесса лечения необходимо обучение – овладение специализированными знаниями и умениями. Однако, во все времена врач являет собой идеал нравственности и гуманности, так как именно в его руках оказывается самое ценное во все времена – человеческая жизнь.

Мы полагаем, что социальный смысл профессии врача на протяжении многих эпох и общественных формаций основан на гуманизме, признании жизни человека наивысшей ценностью бытия.

Профессии, связанные с социальным взаимодействием имеют ряд характерных особенностей, которые скорее можно охарактеризовать как специфические сложности их функционирования, так как, речь идет о познании человеком самого себя. Профессия врача не является исключением, здесь мы можем говорить о том, что большое значение в выборе профессионального пути имеет семейственность – профессиональные династии. Мы полагаем, что в таком случае сложности многолетнего обучения, особенности рабочего процесса и прочие профессиональные особенности – являются для будущего доктора абсолютно естественными условиями успешного выполнения профессионального долга и жизненного призвания. Ведь профессия врача — это не только безупречное знание фундаментальных законов медицины, владение практическим навыками, но и ориентированность на освобождение человека от недуга и не только в силу должностных обязанностей, прописанных в нормативных документах. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кузьменко М.М. Врачи и реформа здравоохранения // Врач. 2006. №7.
  2. Малахова Н. Г. Рынок услуг в здравоохранении // СОЦИС. 2005. №12.
  3. Мансуров В. А, Юрченко О. В. Конструирование новых статусных позиций в процессе профессионализации// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008.
  4. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе// Социологические исследовании. 2005. № 1.
  5. Кулькова В.Ю., Мухарямова Л.М.Новые подходы, старые проблемы: формирование стратегии реформирования регионального здравоохранения//Управление здравоохранением. № 24. 2009.
  6. Реализация нацпроекта «Здоровье»// Российская газета (Москва) от 13.11.2007.
  7. Мансуров В. Российские врачи: тендерный аспект// Профессии, Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри/Под редакцией Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.
Разделы