Сведения об образовательной организации

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МОТИВАЦИИ

Фомин В.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ МОТИВАЦИИ 

г.Тамбов
valentin.fomin68@yandex.ru 

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчётливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо, не имеющего ничего общего с животными. Только человек  наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нём утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, управляется тёмными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях[1, с. 11].

Социологический аспект изучения мотивации связан с анализом влияния социальных факторов на формирование мотивационной сферы личности, а также влияния мотивации на поведение человека. При ее изучении учитываются внутренние, индивидуально-психологические характеристики человека, через которые преломляются внешние социальные воздействия, обусловливая индивидуальное содержание мотивационной сферы и конкретное поведение.

Существует широкий набор мнений исследователей о сущности мотивации[2, с. 68]. Наиболее типичная формулировка мотива дается в энциклопедическом социологическом словаре: «Мотив (от лат. movere – побуждать, приводить в движение) – одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. Мотив – предметное содержание потребности, для удовлетворения которой субъект осуществляет активную, направленную деятельность»[3, с. 425].

В широком смысле мотивация рассматривается как совокупность всех детерминант поведения, куда входят внешние и внутренние, социальные и биологические побуждения, разного рода когнитивные направляющие переменные. Подчеркивается, что человека побуждает к деятельности не все, а только то, что «проходит через его голову», то есть побудительные силы обладают внутренне субъективной природой, и побуждает личность к деятельности, к поведению вся система субъективных факторов[4, с. 29].

Формирование мотивационной сферы анализируется в процессе социализации личности и в зависимости от факторов социокультурной среды. Процесс формирования внутренних побудительных сил, их взаимодействие между собой и  с внешними факторами определяется активностью и направленностью действия человека в определенной ситуации.

Для многих авторов характерна оценка мотивационной сферы как сложного образования. Они уделяют внимание характеристике структурных элементов и механизму их взаимосвязи. Это относится к работам М.В.Демина, С.С.Фролова, Г.Е.Зборовского, Г.П.Орлова, В.А.Ядова.

Структура мотивации определяется исследователями сферой реальных отношений, в которые вступает человек в данный период развития. В качестве важнейших структурных элементов мотивационной системы личности ими выделяются потребности, интересы, собственно мотивы, цели, ценностные ориентации, идеалы, установки. Данные элементы обеспечивают механизм социального действия, то или иное поведение личности.

Ряд авторов обращают внимание на собственно мотив, его формирование и место в мотивационной структуре.

По мнению М.В.Демина, мотивация имеет два уровня своего формирования. Первый уровень - это формирование «представления о потребностях, интересах, имеющих внутренний объективный источник»; формирование представления о способностях и возможностях самого субъекта деятельности и средствах, которыми он располагает для достижения возможной цели. Данные процессы предшествуют мотивации.

На втором уровне осуществляется сложный, тонкий и важный процесс интеграции субъективных факторов, выработанных на первом уровне. Здесь, на втором уровне, формируется собственно мотив как ведущее звено мотивационной сферы личности[4, c. 25].

Например, рассматривая мотивационный механизм регуляции поведения, Н.Г.Деханова отмечает, что потребности сами по себе не являются причиной действия, необходимо участие внешнего фактора. Таким внешним фактором, воздействующим на потребности, выступает мотив, который формирует окончательное решение, содержит в себе информацию о взаимном соответствии потребностей и внешней ситуации. Мотив, далее отмечает Н.Г.Деханова, как конечный пункт мотивации является побуждением-следствием, а потребность - побуждением-причиной [2, с. 70].

Представляет интерес исследование самого механизма социального действия. Так, в работе С.С.Фролова отмечается, что любое социальное действие начинается с потребности. Она придает индивиду определенное направление и актуализирует строго определенные мотивы. Социальный объект с актуализируемым мотивом вызывает интерес, который в свою очередь ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и развитие активности субъекта. Затем формируется мотивационная установка, которая означает потенциальную готовность к совершению социального действия [5, c. 119].

Структура мотивационной сферы личности, приведенная Г.Е.Зборовским и Г.П.Орловым, включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации. Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности, отражая объективные условия существования человека. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Однако, важным элементом внутренней структуры личности и регулятором ее поведения, по мнению автора, являются ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. В них реализуются и проявляются интересы личности. Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые называются мотивами деятельности. Таким образом, считают ученые, создается механизм мотивации [6, c. 187].

Продуктивной для изучения мотивации поведения стала идея В.Ядова о предрасположенности личности («диспозиции») к определенному поведению в конкретных условиях. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению визуальных установок личности (аттитюды). Последняя характеризуется как общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) деятельности и выражает готовность личности действовать определенным образом. Диспозиционный механизм превращает ситуацию сознания в актуацию поведения [7, c. 98].

Таким образом, в социологической литературе мотивационная сфера личности раскрывается как сложное и фундаментальное явление, объясняющее поведение людей. При этом ни один из предложенных вариантов мотивационного механизма не является исчерпывающим.

Важнейшим элементом в содержании мотивации является мотив. Многие ученые определяют мотив как непосредственное конкретное внутреннее побуждение к действию, которое является отражением потребностей и интересов человека. В мотиве фиксируется цель действия: то, ради чего оно и предпринимается. Мотивы как действующие единицы, составляющие мотивацию поведения, могут быть весьма многогранными, иметь сложное содержание.

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давление на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  2. Чанг Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза: Дис. … канд. фил.наук. Тамбов, 2000.
  3. Энциклопедический социологический словарь / Общ.ред. Осипова Г.В. М., 1995.
  4. Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988. № 2.
  5. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.
  6. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., 1995.
  7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Разделы