Сведения об образовательной организации

Анимационные технологии в структуре компетентностной модели выпускника вуза по направлению «социально-культурная деятельность»

Г.В. Ганьшина
Московский городской педагогический университет,
г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук,
доцент, кафедры теории и методики социально-культурной деятельности,
e-mail: gv_gansina@mail.ru

В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность общества в подготовке и привлечении аниматоров к работе с населением с целью активизации, развития духовно-творческого потенциала каждого представителя любой из многочисленных социальных групп, освоения им способов самопомощи, самосозидания, самовыживания на основе эффективного применения социально-культурных технологий, распространения знаний о сущности и значении технологий анимации, а также введения ее в практику работы с населением.

В новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений. Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.[3, 7]

Социокультурная анимация - это разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени посредством включения личности в социально-культурную деятельность во всем многообразии ее проявления.

Социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности

Социокультурная анимация в современном российском обществе представлена в основном как деятельность по развлечению детей и взрослых, в то время как ее подлинное значение выходит за пределы этой роли и включает еще ряд важнейших характеристик. Роль социально-культурной анимации – установить органическую связь между человеком, обществом и государством и сделать их факторами развития друг друга [2 ,15].

К современному специалисту социально-культурной сферы предъявляются особые требования - уметь организовать гуманистическое взаимодействие, «очеловечить» отношения в социуме, используя  широкий арсенал социально-психологических методик,  основанных на использовании социально-культурного потенциала. Такие методики с успехом оптимизируют психо-эмоциональный и духовно-нравственный климат в социальных группах, позволяют совершенствовать процессы личного развития представителей социально-культурных общностей.Не случайно профильное обучение специалистов социальной сферы и сферы культуры тесно связано с формированием навыков комфортного общения в различных видах социальных взаимодействий. На это нацелено особое направление педагогики социально-культурной деятельности, зарекомендовавшее себя в практике работы российских учреждений, – анимационная  деятельность, анимационная технология.

В процессе обучения студент СКД по профилю «Социально-культурная анимация и рекреация» получает знания о том, как проектировать и реализовывать анимационные и рекреационные программы; разрабатывать сценарно-драматургическую основу и осуществлять постановку анимационных программ. Выходя из стен вуза, он умеет организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной анимации в соответствие с культурными потребностями различных групп населения; обеспечивать связи с общественностью и рекламу рекреационно-анимационных программ; создавать художественно-образное решение анимационных программ на основе творческих методов театрализации, иллюстрации, игры; применять инновационный опыт зарубежных аниматоров. Студент СКД владеет технологиями творческой реабилитации, интенсивного отдыха, преодоления проблем социальной дезадаптации в процессе социокультурного творчества; методами организации массовой, групповой, индивидуальной игровой деятельности.

Петров А. предложил следующую классификацию видов анимации: праздничная и событийная (тематическая) анимация, туристическая анимация, к которой относится анимация в домах отдыха, отелях, детских оздоровительных лагерях; анимация на корпоративных мероприятиях;  детская анимация, клубная анимация, включающая в себя тематические программы для молодежи;  анимационные программы на дискотеках, рекламная анимация.

Для того, чтобы организовывать различные виды анимации, студент должен хорошо владеть технологиями социально-культурнойдеятельности.

Арттерапия(лечение искусством) - представляет собой совокупность всех видов занятий искусством с людьми, нуждающимися в психологической помощи и поддержке. Воздействие арттерапией основывается на использовании возможности различных видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга - библиотерапия; танец, движение – кинезитерапия и др.) для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, т.е. языком несловесного общения, человек получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии – это не только его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, но и раскрытие творческого потенциала, осуществления его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности. Поскольку в силу своего психофизического состояния они зачастую социально дезадаптированы и ограничены в социальных контактах. Осознание себя в искусстве, приобретение творческого опыта, позволяют одним людям расширить диапазон социального и профессионального выбора, другим раскрыть свой творческий потенциал. Арттерапия помогает инвалидам, людям с тяжелыми нарушениями развития зрения, слуха, речи, движения, находящимся в состоянии хронического стресса, жертвам насилия, переживающим психологический кризис, одаренным детям, испытывающим психологические трудности.

Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцедвигательная терапия. Танец - это огромная сила, пробуждающая творческую энергию!

Одним из главных достоинств танцедвигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. Данная технология может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Теоретически при любой физической болезни, связанной с подвижностью, типа болезни Паркинсона, движение может оказаться полезным. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцетерапией.Танцедвигательная терапия выступает как альтернативная программа для лечения психических расстройств.Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов. Танцетерапия способствует сохранению психической и физической активности людей старших возрастов.

Ещё древние народы заметили благотворное влияние музыки на состояние здоровья, а современные ученые дали тому объяснение и разработали терапию для взрослых и детей.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыка вызывает приятные эмоции, повышает активность мозга, стимулирует обмен веществ, дыхание и кровообращение, оказывает благотворное влияние на психику и помогает снять умственное и физическое напряжение. Использовать музыку в лечебных целях начал врач Авиценна ещё тысячу лет назад. В 1944 году сотрудники Мичиганского университета запустили первую в мире учебную программу по изучению музыкальной терапии, а в 2003 музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Список показаний для такого лечения обширен, среди них самые популярные проблемы современности: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, некоторые психические заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др.; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки; заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма, хронические бронхиты; болевые синдромы; аутизм, отставание в развитии, заикание; функциональные нарушения кровообращения внутренних органов.

Лечение может быть пассивным и активным. В первом случае музыку нужно слушать, во втором – создавать, то есть играть на музыкальных инструментах, петь, выполнять упражнения.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития, расширения сознания и совершенствования взаимодействия ребенка посредством общения с окружающим миром, применяя собственные иллюстрации, любимые сказки, моделирование маскарадных костюмов, фантазии на сказочные сюжеты, театрализацию и художественное иллюстрирование сказочных сюжетов.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образова­ния связи между сказочными событиями и поведением в ре­альной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Применение метода сказкотерапии позволит детям на вербальном и эмоциональном уровнях осознать «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себе роль взрослого, оценить свой поступок со стороны, а также помогает детям иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Совокупность данных методов, используемых в анимационных программах, позволяет привить ребенку новые, адекватные формы поведения;  научиться самому принимать верные решения; почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; корректировать поведение с помощью ролевых игр; создать условия для удовлетворения потребности в признании цельного образа самого себя.

Таким образом, предлагаемые технологии позволяют детям и взрослым соприкоснуться с личными проблемами, помогают лучше понять, в чем именно состоят сложности, и приблизиться к их решению. Помимо этого, совместный рисунок, рассказ, игровое действие служат огромным стимулом для творчества.

Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности [1.C. 11].

Глубокое изучение технологий анимационной деятельности позволит студентам самостоятельно разработать и реализовать собственные проекты, направленные на организацию содержательного, социально оправданного досуга, способствующего раскрытию творческого потенциала личности и сохранению ее самоидентичности.

Социально-культурная анимация, как фактор повышения социальной активности людей, требует всё большего количества профессионально подготовленных специалистов. В скором времени на этом рынке возникнет огромная конкуренция, а пока ещё у студентов, обучающихся по данному направлению, есть время, чтобы занять свою нишу в этой интересной и разноплановой деятельности.

Список использованных источников

  1. Ганьшина Г.В., Григорьев И.Н. Социально-культурная анимация: учеб.пособие. / Г.В. Ганьшина, И.Н. Григорьев; Депар. обр. г.Москвы, ГВОУ ВПО г. Москвы «МГПИ», М.- Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011, 168с.
  2. Тарасов Л.В. Методологический подход к оценке анимационного потенциала практики социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы 4–ой международного форума: 8-16 декабря 2009. Шарм-эль-Шейх (Египет)/отв.ред.Е.И. Григорьева; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. ун-т культуры и искусств, ГОУВПО « Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Москва-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 165с.
  3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация – новый профиль подготовки кадров высшей квалификации социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы 4–ой международного форума: 8-16 декабря 2009. Шарм-эль-Шейх (Египет)/отв.ред.Е.И. Григорьева; Федеральное агентство по образованию, Московский гос. ун-т культуры и искусств, ГОУВПО « Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Москва-Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.165с. 
   
Разделы