Сведения об образовательной организации

Досуг подростков как фактор социализации личности


О.б. мурзина

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности,  кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: murzina.olga@mail.ru

К.п. плотникова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, студентка 5 курса, кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: ksplotnikova@rambler.ru

 

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Одной из важнейших задач, общество видит в формировании культуры личности подростка.

 В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства подрастающего поколения, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.

Рассматривая проблемы подросткового возраста, следует обратить особое внимание, на возрастные особенности, так как они непосредственно связаны с технологиями организации свободного времени подрастающего поколения. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается  способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к окружающей действительности. Подростки всякий раз стремятся высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Активно идет процесс социализации подростка.  В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Формируется мировосприятие подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках. В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Рассматривая круг психолого-педагогических особенностей подростков, можно определить направления, которые должны реализовываться в учреждениях социально-культурной сферы.

Культура досуга подростков так же во многом зависит от того, реализуются ли следующие виды досуговой деятельности:

  • участие подростков в общественной деятельности;
  • наличие различных форм образования и самообразования;
  • наличие различных культуротворческих форм досуга;
  • участие в мероприятиях спортивного характера;
  • участие в мероприятиях носящих развлекательный и рекреационный характер. [1]

Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно, раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, самовыражении и активной деятельности.  Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники, спортивные мероприятия, конкурсно-игровые программы, программы патриотической направленности – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, потому что самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. [2]

Первое место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, сведения о различных подростковых субкультурах и т.д.).

В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения, со всеми присущими ему признаками: стабильность состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения (двор, спортивная площадка, культурно-развлекательные учреждения и др.), традициями и ценностными ориентирами. Последнее проявляется чаще всего внешне – в определенном стиле одежды, манере разговора,  музыкальные вкусы и т.д.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с различными спортивными дисциплинами; и наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит  упрочнение чувства товарищества, возрастает степень трудовой активности, выработка жизненной позиции, изучение норм поведения в обществе. Однако современный досуг подростков не всегда отвечает данным критериям, так как современные дети не ассоциируют свободное время с досугом. В представлении современных подростков время, остающееся после выполнения более или менее обязательных действий, есть свободное, а не досуговое время. К свободному подростки относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому.

Досуг подростков призван выполнять следующие функции: самореализационную; коммуникативную; просветительскую. Зачастую отсутствие организованного досуга подростков приводит к деградации личности и девиантному поведению в обществе.

Таким образом, рассмотрев проблемы организации досуга подрастающего поколения, можно сделать вывод о том, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на Западную модель досуга, незаинтересованность проблемами общества, семьи, образования и досуга. Переход к рыночным отношениям вызвал  необходимость постоянного пополнения и обогащения содержания деятельности культурно-досуговых учреждений, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий. Культурно-досуговая деятельность формирует развитие творческой личности подростка.  Задача педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности создание условий для полноценного развития личности подрастающего поколения.

Список использованных источников:

1.Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.

2. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г.

   
Разделы