Сведения об образовательной организации

К вопросу об использовании педагогических технологий в деятельности любительских хореографических коллективов

А.Н. Чуксин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Держаивна,
г. Тамбов, Российская Федерация, помощник директора Института культуры и искусств кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: chuksin_an@mail.ru

И.А. Стрелов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Держаивна,
г. Тамбов, Российская Федерация, студент 3 курса кафедры социально-культурной деятельности.

Рассмотрение основных потребностей участников любительского хореографического коллектива, позволяет говорить о специфике их удовлетворения в социально-культурной сфере. Здоровьесберегающая и  рекреационно-оздоровительная деятельность в социально-культурной сфере представляет технологическое организационное взаимодействие социально-культурного комплекса, которое включает в себя различные виды социально-культурной деятельности, удовлетворяющие потребности и способствующие творческой активности и творческой самореализации участников любительского хореографического коллектива.

Социально-культурные виды деятельности, как правило, включают в себя познавательные, рекреационные и коммуникативно-развлекательные элементы, тем самым, обеспечивая возможность комплексного подхода к развитию личности участков хореографических коллективов. К конкретным видам здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности мы относим:

-                   занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера;

-                   занятия, связанные с отдыхом и развлечением (в том числе занятия физкультурой и спортом);

-                   пассивный отдых, общение, развлечение в компании, (прогулки и др.);

-                   занятия творческого характера - любительский труд по различным направлениям;

-                   различные виды туристической деятельности.

Различают несколько уровней здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности участников любительских хореографических коллективов.

Первый уровень – «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень – «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.

Третий уровень здоровьесбережения и рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Именно этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации и здоровьесбережения ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, стимулирования творческой активности и самореализации. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и потребности участников любительских хореографических коллективов.

Так, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников классифицируют здоровьесберегающую и рекреативно-оздоровительную деятельность на две группы. Первая группа – это деятельность, ориентированная на использование в работе методов биоэнергетики, элементов шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляет деятельность, связанная с организацией конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ; туризм. [1].

Изучая сущность Е.Г. Доронкина здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности, выделяет следующие структурно-сущностные свойства:

а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;

б) осуществляется в свободное время;

в) характеризуется признаком добровольности выбором индивида ее вида;

г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;

д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления».

Профессор В.М. Чижиков, в своих работах определяя сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности выделяет следующие ее существенные характеристики: данный вид деятельности осуществляется в свободное время и мотивируется чувством удовлетворения; участие в здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; данный вид досуговой деятельности  является социально приемлемым, полезным и способствует развитию и укреплению здоровья.

Таким образом, сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности с участниками любительских хореографических коллективах заключается в ориентации на здоровый образ жизни, стимулирование социально-культурной активности, повышение культуры быта, удовлетворение их разнообразных здоровьесберегающих и рекреационных потребностей (потребностей в физической активности и реабилитации, в социально-культурной адаптации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.).

Специфика социально-культурной деятельности в организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности участников любительских хореографических коллективах, по существу состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ, которые обеспечивают снятие эмоционального напряжения, определяют направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья, формируют культуру здорового образа жизни. [3].

Организация рекреативно-оздоровительной деятельности должна строиться с учетом  определенных функций социально-культурной деятельности. Перспективным для выявления функций в организации рекреативно-оздоровительной деятельности являются работы ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, А.В. Соколова, В.В. Попова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др. Среди них отметим следующие:

Мировоззренческая функция, для которой характерна система общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а так же обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности;

Социализирующая функция способствует усвоению социального опыта и удовлетворению личных и социально значимых потребностей, усвоению ценностей, стереотипов поведения;

Адаптивно-нормативная, связанная с адаптацией личности к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

Коммуникативная функция реализует потребность человека в творческом общении, во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и прежде всего осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией. Только в процессе творческого общения происходит интенсивный обмен мнениями, передается накопленный опыт, расширяются культурные интересы. «Общение способствует объединению усилий и придает деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на продуманном распределении ролей. Действующая группа превращается в коллективно-творческий субъект, который обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами». В данном случае, досуговая деятельность будет выступать как фаза активного усвоения действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности;

Культуротворческая функция связана с развитием способностей, активности, творчества, она компенсирует недостаток  возможностей реализации творческих способностей, развития инициативы людей. Эта функция позволяет наиболее полноценно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.

Информационно-просветительская функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, увеличивает объем знаний во всех сферах жизнедеятельности человека, направлена на духовное обогащение личности, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений, отличается разнообразием средств, форм и методов

Ценностно-гедонистическая функция проявляется в стремлении участников любительских хореографических коллективов к получению удовольствия, жизнерадостности, заботе о себе, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, чувство личной значимости, успеха;

Экономическая функция выражается в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга, призвана решать проблемы, связанные с формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ;

Нормативно-правовая функция обеспечивает конституционную свободу личности в условиях досуга, свободу реализации различных форм социальных инициатив.

Каждая из функций социально-культурной деятельности направлена на стимулирование социальной активности, социальную адаптацию людей, развитие творческих способностей, создание условий для полноценного социально-культурного творчества. Использование этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур социально-культурной деятельности. И в своем воздействии могут выступать эффективным механизмом организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности в условиях социально-культурных учреждений различного профиля.

Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы о специфике, которые позволяют преодолеть стереотипы поведения участников хореографических коллективов в сочетании с широким спектром различных видов активной деятельности.

К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение участниками хореографических коллективов нормативных кризисов и конфликтов, выработка ими адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлого опыта, способность аккумулировать энергетический потенциал, выработка умений эмоционально-творческого выражения своих чувств.

Позитивная и деятельная «Я» - концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни, позволяет развить физическое становление и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

Здоровьесберегающая и рекреативно-оздоровительная деятельность  способствуют самоактуализации личности участников любительских хореографических коллективов, ориентируя их на творчество и реализацию духовно-нравственных отношений. Организация здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной работы является мощным средством профилактики негативных стереотипов поведения.

Социально-культурная сфера предоставляет условия для реализации комплексного подхода к организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности.

К конкретным видам здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности можно отнести: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, с учетом индивидуальных возможностей участников любительских хореографических коллективов) и пассивный отдых, общение, прогулки и др.); 2) занятия творческого характера - любительский труд по различным направлениям; 3) экскурсии и туризм. В комплексном использовании данные виды позволяют удовлетворить потребности и способствуют преодолению адаптационных барьеров, представляют возможность к творческой самореализации, тем самым, решая ряд важных социокультурных проблем участников любительских хореографических коллективов. [5].

Успешность организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности для участников любительских хореографических коллективов измеряется степенью установки на внутреннюю интегрированность, расширением социальных связей, здоровым образом жизни, укреплением чувства собственного достоинства.

Сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности определяется взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого вырабатывается такой тип жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком функций отдыха, социально-культурной адаптации и социализации, укрепления духовного и физического здоровья.

Содержание и специфика организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности с участниками любительских хореографических коллективов обусловлена следующими методологическими положениями:

  • направленностью здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности на социальную адаптацию, на физическую и духовную реабилитацию, обогащение внутреннего мира, укрепление здоровья;
  • учетом индивидуальных социально-психологических характеристик участников любительских хореографических коллективов, а так же их ценностными ориентациями;
  • добровольностью при выборе рода занятий и степени активности при использовании здоровьесберегающих и рекреативно-оздоровительных технологий;
  • удовлетворенностью теми видами здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности, которые способствуют стимулированию социально-культурной активности, обеспечению физического, психологического и эмоционального благополучия участников любительских хореографических коллективов, реализации их внутреннего потенциала.

Список использованных источников:

  1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие – М., 1995.
  2. Доронкина, Е. Г. Проблема осознания сущности досуга / Е. Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы. - М. : МГУК, 1996.
  3. Мурзина О.Б., Четвертков А.Н. Социально-культурные условия рекреативно-оздоровительной деятельности санаторно-курортных учреждений с пожилыми людьми: Монография – Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р.Державина, 2008. 156 с.                         
  4. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2002.  136 c.
  5. Чуксин А.Н. Педагогический потенциал рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов: Автореф. дис. канд. педагогических. наук: 13.00.05 — Тамбов., 2012. — 22 с.
   
Разделы