Сведения об образовательной организации

Инновационные подходы к организации социально-культурнй деятельности в контексте ценностных приоритетов современной молодежи

М.И. Долженкова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
 г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: dolgenkovam@mail.ru

А.В. Скворцов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, студент 5 курса кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: lsss92@mail.ru

За последнее время в России произошли кардинадьные изменения в разных областях жизни общества, что повлекло за собой целый  ряд проблем, среди которых, проблема молодёжи.  Одной из сфер жизнедеятельности молодых людей, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В нём видны изменения ценностных ориентаций, в связи с тем, что упал уровень общей культуры и среди молодёжи стали распространяться элементы упрощённой массовой культуры. В подобной ситуации молодые люди забывают про нормы поведения, и даже если они их и помнят, все равно не всегда следуют им. Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании.

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников. Однако следует заметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает направленность, «трансформации», перерастания просоциальных досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы, а подавляющее большинство правонарушений совершается молодежными группами или подростком под влиянием толпы.
Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически, а факты формирования групп молодежи — процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками. Конечно, опасность таит в себе не вообще общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонениям в поведении, те, которые имеют асоциальную или даже криминальную направленность.

Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности. Но сегодня, для данной возрастной категории сложно организовать досуг, так как в век инноваций их большее внимание привлекает интернет, где они могут увидеть и узнать все.

Для современной молодежи досуг является одной из первостепенных ценностей, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает негативную степень.

В России уже более десяти лет происходят реформирования на фоне затянувшегося кризиса, смещения приоритетов в ценностных ориентациях различных социально – демографических групп населения в России, в том числе и у молодёжи. Резкая социальная стратификация населения, а так же реформы системы высокого образования, лишающие российскую молодёжь гарантированного права на бесплатное образование – все эти деструктивные тенденции общественного развития определяют рост прагматических, индивидуалистических ценностей у молодёжи [5].

Культурологи квалифицируют данную ситуацию как кризис культурной идентичности молодёжи, педагоги заявляют о необходимости поисков новых технологий решения молодёжных проблем, а специалисты социокультурной деятельности фиксируют проблему деструктивных тенденций в досуговом поведении и культурно – досуговой деятельности молодёжи [2].

Для рассмотрения социальной ситуации в сфере молодёжного досуга необходимо обратиться к его содержанию, к тем видам деятельности, которым молодые люди отдают предпочтение в своё свободное время, а так же  необходимо подробно рассмотреть состояние и характер деятельности  культурно – досуговых учреждений и организаций.

Принципиальная значимость рассмотрения вопроса состояния организации молодёжного досуга в муниципальных центрах и внедрения новых технологий велика как для науки, так и для практики. Ведь и на современном этапе, и в перспективе России нужны не просто интеллектуально – управленческие ресурсы, а высоконравственные люди, которым можно доверить развитие науки, культуры и производства без опасения оказаться беспомощными перед возможными необратимыми последствиями [2].

Выделим две основные формы досуга молодежи: организованная и неорганизованная. К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.
Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодежному, творческому) мой сверстник может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства.Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодежные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. Молодые люди жаждут новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необходимый фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.

Проанализировав нынешнюю ситуацию молодёжного досуга, можно сказать, что молодёжь не хочет сидеть на месте, она желает узнавать что-то новое, путешествовать, не прибегать к старому образу жизни, а идти только вперёд. Взяв эти потребности за основу можно выделить тот факт, что молодёжи не хватает инноваций в организации собственного досуга.  Сегодня многие молодые люди не знают чем себя занять и в итоге либо не занимаются ни чем, либо организовывают свой досуг так, что вредят себе и окружающим. Сейчас для молодёжи организовывается мало мероприятий, а если они и проводятся, то не всегда самой молодёжи они нравятся, так как многие эти мероприятия, зачастую, не удовлетворяют желания молодых людей. Инновационные формы проведения мероприятий для молодых людей, играет  немаловажную роль. Так как молодёжь, в наше время, требует все больше нового, и привлечь их внимание можно только прибегая к инновациям. Для того чтобы узнать, как часто сегодня, учреждения культуры и искусств применяют инновации, мы проанализировали работу, некоторых из них. И мы выяснили, что малая часть культурных учреждений использует инновационный подход в организации культурно-досуговых программ для молодёжи. Остальные либо редко применяют инновации, любо вовсе забыли про них.

Подводя итог, можно сказать, что организаторам молодёжного досуга нужно прибегать к инновационному подходу досуговых программ, это решит многие проблемы самого досуга молодёжи, а может и в целом мировоззрения молодых людей.

Список использованных источников:

1. Киселёва Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб./ Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 С.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография; 2-е изд., испр., и доп./ М.А.Ариарский – Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. – 561 С.

3. Оленина Г.В. Социально – культурные  технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодёжи в сфере досуга: афтореф. канд. пед. наук: 13.00.05/ Г.В.Оленина. – Барнаул: Издательство АГИИК. 2004. – 539 С.

4. Ромах О.В. Социология молодёжного досуга/ О.В.Ромах. – Москва: МГИК, 1991. – 156 С.

  1. http://en.coolreferat.com

6.http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/ukaz/20122017/(14.11.12)

   
Разделы