Сведения об образовательной организации

Влияние социокультурной сущности музыки на возникновение музыкальных предпочтений подростков

Е.И. Григорьева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: grigorev_tmb@list.ru

С.А. Кролик
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: sergei_krolik@mail.ru

Сегодня остро стоит вопрос о формировании нравственных качеств у подрастающего поколения. Большое значение в решении этой проблемы имеет музыка. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на воспитание нравственных качеств формирующейся личности.

Анализ реальной картины музыкальной жизни подростков представляет тревожные результаты. Социологические исследования показывают, что за последние годы музыка выдвинулась на одно из первых мест в структуре предпочтений подростков, что касается, в первую очередь, направлений, которые определяются как «легкие».

Позиции воспитательной теории и практики в системе рок- и поп-культуры, ставшие популярным феноменом массового музыкального сознания подростков, не могут сложиться вне определения понятий «рок-музыка», «популярная музыка», «поп-музыка». Встречающиеся в современной музыковедческой литературе термины «популярная музыка» и «поп-музыка» не являются идентичными. По мнению исследователей, главным признаком поп-музыки является коммерческий характер создания и распространения ее произведений [1].

Термин «популярная музыка» в широком смысле относится к совокупности наиболее известных, доступных и часто исполняемых произведений, в более узком - к формам и жанрам эстрадной музыки (в США - к «индустрии» развлечений).

В 50-х годах прошлого века популярным феноменом массового молодежного сознания стала рок-музыка, представляющая собой жанровую форму, отражающую новый стиль музыкального мышления. Исследователями подчеркивается социокультурная сущность рок-музыки, отражающая реакцию молодежи на состояние общества и его культуры, которое по различным причинам ее не устраивает. Рок органически связан с использованием технических средств - звукоусилителей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, средствами массовой коммуникации. В русле популярной музыки именно рок развивался как подростковое искусство: его потребители и, как правило, исполнители, принадлежали к этой возрастной среде [2].

Исследование музыкальных предпочтений подростков невозможно без учета психологических особенностей, влияющих на их музыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется перестройкой организма: сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе, типах отношений со взрослыми и сверстниками, изменениями в самосознании, в познавательной активности [3].

Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обуславливают, с одной стороны - потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориентации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Добиваясь признания своего равенства у взрослых, подросток не имеет достаточного интеллектуального, социального опыта. Отсюда возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в том числе - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей [4].

Вместе с тем, первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, которое помогает осваивать нормы, цели, средства социального поведения, определять значимость культурных ценностей. «...Есть основания полагать, что ведущей деятельнос­тью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков», - заключает Д.Б.Эльконин [13].

Объединение подростков в группы обуславливает их ориентации на ценности, принятые в них, что порождает стремление к подражанию стандартам. Данное качество способствует росту неформальных подростковых объединений, а также обуславливает общность музыкальных предпочтений подростков.      

Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряду с несамостоятельностью нередко способствует выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.

Во-вторых, для подростков характерны искренность, категоричность в оценке, стремление к справедливости с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта - с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии соответствующей мировоззренческой платформы, что приводит, зачастую, к негативным проявлениям в поведении.

В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. В нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе, музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.

В-четвертых, в этом возрасте подросток хочет проявить себя как личность, самоутвердиться. Вместе с тем, ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать, отсюда возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.

В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности.

Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде деятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней.

В-шестых, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности од­нообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (танцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Между тем, классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.

Перечисленные черты подростков определяют особенности их субкультуры, элементами которой могут быть жаргонные слова и выражения, следование моде в одежде, прическе, а также определенный стиль поведения, пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время, которые являются средством самоутверждения, идентификации и коммуникации в подростковой среде.

Исследователь проблем молодежной музыки А.С.Запесоцкий отмечает, что «сущность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемента, вокруг которого концентрируются соответствущие идеи, своеобразные мироощущения и способы самовыражения, характерные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, элементы материальной культуры и другие компоненты, образующие культурный комплекс» [6]. Не вступая в полемику о правомерности термина «молодежная музыка», следует подчеркнуть ее социокультурную сущность.

Таким образом, музыка представляет интерес, прежде всего как социальный феномен, как элемент образа жизни, как средство формирования нравственных качеств подростков.

Список использованных источников:

1. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.

2. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1961.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

4. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1989.

6. Запесецкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. 

   
Разделы