Сведения об образовательной организации

Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи

О.А. Пачина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства эстрады

С.В. Михайлова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, студентка 5 курса кафедры социально-культурной деятельности 

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения  различных групп населения,  в том числе  и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Молодежь характеризуется  теми общественными  отношениями  и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а так же способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни для молодых людей. Сфера досуга сегодня становиться сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм,  преступность, проституция и др.)  Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на  создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга.  В этом как раз  и состоит предназначение учреждений культуры, как социально-культурного института.  Основная функция, которого заключается в организационном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтом относятся современные культурно-досуговые центры. Они являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно – досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих основ. Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые являются оснвой создания центров досуга: собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; чисто территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие способности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности.

Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются его широком социальном назначении, которые (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного  времени и формировании культурной среды» [1].

Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких  по профилю формирования, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания – интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов,  использование  благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных  ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципами соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в  связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный  акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой  идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению.  В таких центрах должны максимально использовать большие  и потенциальные возможности таких социальных институтов,  как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации.

Крупные центры являются  местами определенной концентрации социально-культурной деятельности людей  в сфере досуга, местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наиболее благоприятной для развития личности.

Список использованных источников:

1. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д.  Межведомстьвенные культурно-досуговые центры открытого типа// Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: проспект/ ВНИК АПН СССР. М., 1991. С.3.

   
Разделы