Сведения об образовательной организации

Психолого-педагогические основы формирования стратегии профессионального развития

А.Н. Четвертков
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры народной художественной культуры

С.А. Бегинина
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, студентка

Современное общество требует от человека качественного изменения сознания для того, чтобы в сложных ситуациях находить оптимальные решения проблем, адекватно воспринимать критические высказывания, уметь избегать конфликтов, а если таковые все же случаются, то безболезненно из них выходить.

Чтобы добиться определенных результатов и отвечать требованиям общества необходимо саморазвиваться. Этот процесс сложен и высоко мотивирован. Если же стоять на месте, то поставленных перед собой целей жизни добиться не является возможным.

Саморазвитие человека - это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности [2].

Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

  • Личностное развитие;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Профессиональное развитие;
  • Физическое развитие [2]

Необходимыми условиями для саморазвития являются наличие внутренней мотивации и способности к саморазвитию. То есть, без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно ни о каком саморазвитии речи идти не может.

Что же касается профессиональной сферы, то здесь имеет место не просто саморазвитие, а саморазвитие с профессиональной точки зрения. Развитие человека здесь происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным личностным саморазвитием. «Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов» [1, с. 276]

Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Ведь если его профессиональное саморазвитие будет находиться на одном уровне с его же коллегами, то он не сможет выделиться из толпы результатами своей работы, а значит в конечном итоге, может ее потерять. Вместе с тем, личностное саморазвитие и профессиональное должны развиваться параллельно с целями компании, в которой работает человек, тогда результат данного процесса будет очевиден не только для руководства, но и для коллектива в целом.

О проблеме личностного саморазвития в профессиональной сфере говорил много М.Е. Литвак. Автор выделял несколько аспектов рассмотрения этого процесса.

По его мнению, процессы развития и саморазвития должны начинаться еще в детстве. Но процесс воспитания в детстве проходил неправильно, что привело к проблемам в настоящем, поскольку сфера деятельности могла быть выбрана не верно, в результате определенного сценария, заложенного сперва родителями, затем учебными учреждениями, окружением, улицей и т.п. Он считает, что детям необходимо давать больше воли, предоставить им хорошие возможности, и они сами смогут развить свои способности и выбрать свой вид деятельности, которым хотят заниматься всю жизнь.

В этой связи он выделяет, что задатки и способности играют немаловажную роль в процессе развития. «Способности – функция выделительная,- говорит Литвак, - их надо реализовывать. Человек, который не смог направить свои способности на продуктивную деятельность, реализует их в неврозах, психосоматических заболеваниях, конфликтах, пьянстве и т.д. Поскольку задатки у людей разные, то и способности разные. Но все мы пропитаны идеей гармонического развития личности. И в процессе воспитания требуем от детей, чтобы они одинаково усердно учили все предметы в ущерб своим склонностям и способностям» [1, с. 2].

Так же автор считает, что каждый человек живет по определенному сценарию, который пишет он сам себе в процессе проживания жизни. И сделать попытку нацеливать людей на реализацию их задавленных способностей можно только в процессе сценарного перепрограммирования, что, в конечном итоге, может привести к смене профессиональной сферы деятельности. «Молодым следует развивать только ведущую способность, но до предела. Это потребует развития и остальных способностей. Только в таком случае будет достигнута гармония. А для реализации данного процесса необходима сверхзадача» [1, с. 13].

В данном случае, немаловажную роль играет твердость характера личности. Твердость определяется упорством личности при сознательном отстаивании своих взглядов и принятых решений. Чрезмерная твердость характера перерастает в упрямство. «Устойчивость есть способность сохранять основные свойства характера при несущественной перемене ситуации. Характер - всегда нечто очень устойчивое и трудно изменяемое. Человек с неустойчивым характером - это, скорее, человек с нестабильным личностным комплексом, и он стабилен в своей нестабильности. Пластичность характера проявляется в способности изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации» [1, с. 20].

Итак, процесс саморазвития личности начинается с процесса самовоспитания и самоперевоспитания.

Литвак приводит качественные параметры черт характера личности, приводя описание характеров по трем типам, сделанное Э. Берном, известным калифорнийским психотерапевтом. Берн предложил описывать характер по параметрам: «Я» (отношение к себе), «ВЫ» (отношение к близким), «ОНИ» (отношение к людям вообще). Кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). Автор считал, что от этих сформированных родителями позиций зависит стиль жизни и жизненный план, который он назвал «сценарием». Этот сценарий, обычно неосознаваемый, и ведет человека к его судьбе. Литвак ввел еще одну позицию - «ТРУД» [1, с. 22].

Благополучной можно считать личность, у которой во всех позициях знак «плюс»(«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+»). Это комплекс психического здоровья и стабильности. Только с ним можно быть счастливым. Обладатель ее верно оценивает свои качества, как положительные, так и отрицательные, продуктивно общается с близкими, охотно расширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью. Жизненные неудачи и кризисы такие люди переносят спокойно и стойко, без излишнего самокопания и попыток переложить ответственность за свои неудачи на других. Они ищут ошибки в своих действиях и приобретают позитивный опыт, постоянно самоусовершенствуются, обращены к миру и людям и не пытаются изменить все и вся в угоду своим интересам. Они никогда не будут одинокими, даже если реальное окружение исчезнет (окончание учебного заведения, переезд в другой город, смена работы, уход на пенсию и т. п.). Если результаты их труда не найдут признания, это будет не поводом для нервного срыва, а лишь толчком для объективного анализа своих промахов. Они умеют принимать жизнь, какая она есть [1, с. 24]

Правильное воспитание сохраняет плюс во всех четырех позициях, формирование же личностного комплекса, социогена, происходит под влиянием неверного воспитания, когда начинают появляться минусы в тех или иных позициях. В этом случае человек поступает не в силу обстоятельств, а под действием этого социогена. «Как биоген определяет физический облик, так и социоген определяет судьбу. И если она вам не нравится, следует изменить свой социоген. Проделайте такую работу, и вы достигнете удачи», говорит М.Е. Литвак [1, с. 23].

В профессиональной сфере человек всегда находится в окружении коллектива. Причем взаимоотношения как у человека с этим коллективом, так и общая атмосфера последнего могут являться условиями для процесса саморазвития.

Следует отметить, что человеку просто необходимо овладеть средствами психологической борьбы для эффективного сосуществования с данным коллективом и руководителями.

Первая задача в психологической борьбе – овладеть умением всегда оставаться во взрослой позиции.

Еще одна задача – вывести во взрослую позицию своего партнера по общению.

Деловое общение идет по линии В – В (Взрослый – Взрослый). Для выведения партнера в позицию Взрослого необходимо вначале согласиться, а потом задать вопрос [1, с. 82].

Это основа приема амортизации, выделенного Литваком.

Амортизация – это согласие со всеми утверждениями противника. Различают три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую.

Основные принципы амортизации:

1. Спокойно принимай комплименты.

2. Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.

3. Не предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.

4. Предлагай сотрудничество только один раз.

5. Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.

В основе приема амортизации лежит умение определить направление стимула и в обратном направлении дать ответ [1, с. 70].

В процессе обучения приемам психологической борьбы у человека происходит личностный рост, а у его партнера нет. Он становится неинтересным, т.к. все его действия легко просчитываются, виден их автоматизм. Если отношения не окончательно разорваны, постепенно происходит перестройка партнера. Однако, это сложный процесс, требующий терпения и времени. При полностью нарушенных отношениях восстановление их происходит редко.

Амортизация применима на службе, в общественных, личных и семейных отношениях. Здесь необходимо:

1. Доводить амортизацию до конца, уметь ждать результата.

2. Принимать человека в целом, стараясь не натыкаться на его колючки.

3. Прежде чем разрывать отношения, их налаживать.

Кроме амортизации существует еще суперамортизация, где основным принципом является усиление самим человеком того качества, которое ему приписал партнер по общению [1, с. 90].

В результате такого обучения и личностного роста партнер сможет стать надежным и верным сотрудником, который первым будет указывать на ошибки. Во всех случаях лучше выслушать его, может, в чем-то он и прав.

Таким образом, принцип амортизации поможет наладить отношения не только у человека с коллективом, но и в коллективе вообще, а также поможет и при общении с руководителем.

Подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод, что для успешного саморазвития необходимо работать над собой, своим поведением, заниматься личностным и профессиональным ростом, быть мудрым и снисходительным, изучать законы психологической борьбы, что приведет к успеху и будет отвечать требованиям современного общества. Самое главное– менять себя, поскольку только эти изменения помогут добиться желаемого, не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни; сделает человека более гармоничной личностью, способной абсолютно на все, а также, способной достигать поставленных жизненных целей.

Список использованных источников:

  1. Литвак, М.Е. Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / М.Е. Литвак. – 29-е изд. – Ростов-на Дону: Издательство «Феникс», 2013. – 419 с.
  2. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В.Г. Маралов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 237 с.
   
Разделы