Сведения об образовательной организации

Основные проблемы и пути решения трудоустройства молодежи в России

Е.В. Великанова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

В.Н. Давыдов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности

Современное рассмотрение проблемы трудоустройства молодежи соотносят с существенным изменением социально-трудовой сферы, указывая на переход России к рыночной экономике и как результату - возникновение дефицита рабочих мест, что естественно порождает за собой безработицу. Многие страны могут поделиться подобной проблемой, так как статус занятости молодежи является следствием сложного сочетания субъективных и объективных факторов, отмечаемых исследователями, специалистами по мониторингу данного процесса.

К сложившейся в 90-е годы нестабильной ситуации в решении вопроса трудоустройства молодежи, относят в первую очередь неблагоприятные демографические и экономические факторы. В данный блок причин исследователи относили в том числе: неспособность учебных заведений различных типов к рыночной экономике , отсутствие государственной поддержки, недостатки в организации молодежной политики, демографический кризис и т.д.

Изменения к лучшему произошли в конце 90-х и в начале нового века, но вопрос еще остается острым и по настоящее время.  Поэтому в России для повышения эффективности социальной и психологической поддержки безработных успешно действуют Центры занятости, имеющие возможность предложить организацию психологической поддержки безработной молодежи и не только. Вопросы психологической поддержки, оказание консультационной и практической помощи в выборе места работы или смены профессиональной деятельности с возможностью получения дополнительных навыков в любой профессии - поддержка молодых на первом пути их становления в гражданском обществе [1].

Реализация этого вмешательства можно проводить на нескольких уровнях: мотивационный - повышенная активность потребностей актуализации человека работать, самопознание и самоорганизация; когнитивно-деятельностный - возможность увеличения самокоррекции в представлении человека о себе; эмоционально - коррекционный уровень - возможность контролирования текущего состояния молодых кадров и формирование навыков их саморегуляции, способствующих развитию выработке поведенческих эффективных навыков [3].

Ситуация, сложившаяся на рынке труда отражает основные тенденции роста несоответствия спроса и предложения по профессиональной квалификационной структуре, что зачастую связано с отсутствием опыта и навыков выпускников. Данная проблема отражает и переизбыток отдельных специалистов и снижение спроса на них на рынке труда и как следствие - уменьшение качества профессиональной подготовки, которая не всегда отвечает требованиям работодателей. Современное оборудование и новые технологии заставляют кампании проводить конкурсы по набору специалистов и как правило, трудоустройство молодых выпускников не имеет успех, фирмы или предприятия предпочитают кадры с опытом работы. Вечное растущее желание молодых людей получить высшее профессиональное образование с  "престижной" профессией зачастую оборачивается разочарованием, так как на многие специальности имеется снижение спроса. Поэтому студенты, обучаясь в высших учебных заведениях, уже при прохождении практики, зачастую остаются частично или полностью на предоставляемых им местах с целью приобретения практического опыта и получения необходимого стажа для трудоустройства после окончания  образовательного учреждения [2;4] .

Анализ ситуации в России по проблеме занятости молодежи выявил скромное место в государственной политике, хотя существовали и существуют такие программы как "Молодежь России", подпрограмма «Поддержка молодежного предпринимательства и занятости молодежи".  К данной проблеме имеет отношение и Департамент Министерства по молодежной политике образования.

Эксперты считают, что взаимодействие с образовательными учреждениями должно быть ориентировано не только на использование их возможностей для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Также внимание необходимо уделять активному участию образовательных учреждений в решении вопросов, связанных с опережающим профессиональным обучением учащихся и студентов выпускных классов и курсов, в разработке и осуществлении мер по предупреждению безработицы выпускников образовательных учреждений. Ученый А.Э. Котляр отмечает, что органы службы занятости совместно с заинтересованными предприятиями должны участвовать в разработке и реализации мероприятий по заблаговременной переподготовке персонала, повышению квалификации, переподготовки и повышению профессиональной мобильности кадров предприятий с учетом интересов рынка труда. В данном вопросе, он обращает внимание на то, что особого внимания требуют вопросы взаимодействия с теми образовательными структурами и предприятиями, на базе которых осуществляется профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения [7] .

Сотрудничество между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями - важный момент в построении новой модели кадрового и учебно-производительного потенциала.

В последнее время, как отмечают исследователи, одним из приоритетных направлений молодежной занятости в последние годы является развитие молодежного предпринимательства в некоторых российских городах. Здесь речь идет о разработанных и внедренных в практику НКО проектов по поддержке молодежного предпринимательства.

Таким образом, поколение молодых людей, должны активно использовать свои личные ресурсы с имеющейся базовой профессиональной подготовки, а именно:

- участвовать при обучении в образовательном учреждении в совместных мероприятиях с работодателем путем организации встреч по практическому проведению мастер-классов до и после практики;

- во время обучения при прохождении практики поддерживать связь со службой занятости для временного трудоустройства и последущей возможностью трудоустройство после получения диплома.

Образовательные учреждения, службы занятости иметь определенные конструктивные пути адаптации молодых людей ищущих себя в профессиональной сфере, в том числе и на рынке труда, а именно:

- оказывать помощь и содействие в поиске работы;

- разработать методы психологической поддержки;

- продумать и разработать инновационные методы обучения и клубные формы психологического осознания молодежи  в будущей профессии;

- оказать помощь в расширении прав и возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса;

- оказать помощь учебным заведениям (на уровне государственной и муниципальной власти) по созданию кадровых агентств как на уровне университетов, так и других учреждений.

Список использованных источников:

1. Блинова М.Г. Миграция молодёжи в крупные города как одна из проблем трудоустройства //Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.

2. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. –  №8. – 2007. С.38-41

3. Епишкина К.С. Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных //Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.

4. Испулова С.Н. Организационные элементы управления молодежным рынком труда //Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.

5. Королева Н.Ю. Положение молодежи в России. Аналитический доклад / Н.Ю.Королева, А.В. Полетаев и др. – М. –  2005.- 168 с.

6. Колосницына,М.Г. Экономика труда./ М. Г. Колосницына - М., 2008.- 185 с.

7. Котляр, А.Э. Занятость населения./ А. Э. Котляр - М.: Финансы и статистика, 2003.- 89 с.

   
Разделы