Сведения об образовательной организации

Обоснование актуальности разработки методического подхода к количественной оценке деловой репутации организаций социально-культурной сферы

Е.С. Климович
ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России,
г. Москва, Российская Федерация, кандидат технологических наук
e-mail: ura1803@yandex.ru. 

Д.А. Кириленко
ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России,
г. Москва, Российская Федерация, начальник лаборатории
e-mail: ura1803@yandex.ru. 

Последнее десятилетие ХХ века принесло в российское общество новые условия, вызванные переходом экономики государства на рыночные отношения. Одновременно с этим в области социально-экономических отношений и социально-культурной сфере (далее - СКС) появилось большое количество понятий, ранее не использовавшихся в современном понимании, в том числе «деловая репутация организации (учреждения)». Для разъяснения этих понятий оказалось недостаточным использования научных источников, изданных до 1991 года. При этом современные специальные издания, касающиеся экономико-правовых отношений, особенно в СКС, не содержат достаточно обоснованных и корректных способов количественной оценки такого показателя деятельности организаций, как деловая репутация.

В связи с этим при использовании вышеозначенного показателя в повседневной деятельности хозяйствующих субъектов СКС возникают определенные затруднения. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами такие понятия, как «стоимость интеллектуальной собственности», «денежная компенсация морального вреда», «деловая репутация» уже введены в официальные правовые и бухгалтерские документы в качестве количественных характеристик, имеющих денежное выражение. Однако до настоящего времени не разработан достаточный и доступный пониманию научно-методический аппарат, обеспечивающий корректный расчет таких характеристик, не утверждены общепонятные определения. По этой причине в официальных документах, например, в бухгалтерском балансе большинства организаций и учреждений СКС в графе «стоимость нематериальных активов» указывается практический ноль (в частности, в отношении деловой репутации). Фактически это означает отсутствие деловой репутации у предприятия или организации, что в принципе невозможно.

Следовательно, возникает научная задача выработки комплексного представления о содержании такого показателя деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе организации СКС, как деловая репутация, и о способах ее количественного определения.

Изучение любого явления, особенно в области социальных отношений и СКС, как правило, идет от рассмотрения определений, терминологии, методических вопросов и теоретических обоснований, к разработкам нормативно-правовых документов различного уровня. Термин «деловая репутация», в российском обществе, наоборот, сначала появился в нормативно-правовых актах, предписывающих необходимость использования этой характеристики в официальных документах хозяйствующих субъектов и проведения соответствующих оценок при осуществлении деятельности.

Смысловое значение понятия «репутация» в отечественных литературных источниках в разное время имело различные оттенки. До 90-х годов прошлого века определения этого понятия носили в основном нравственно-эмоциональную окраску.

Справочная литература конца 90-годов ХХ века, которая, как правило, уже содержала достаточно корректные формулировки, применимые к рыночным отношениям, не давала понятию «деловая репутация» каких-либо количественных значений, в том числе и в денежном выражении.

Справочные издания, вышедшие относительно недавно [1, 2], разъясняют понятие «деловая репутация» через английский термин «гудвилл». Данный термин включает условную стоимость деловых связей фирмы, «цену» накопленных нематериальных активов фирмы (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура); доброжелательность, благорасположение клиентуры; финансовую оценку предполагаемого будущего превышения прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм в данной сфере деятельности. Следовательно, гудвилл – это некая разница на определенный момент времени между рыночной оценкой фирмы и суммой ее чистых активов, записанных в балансе. Причем, данная величина может быть как положительной, так и отрицательной. В работах [1, 2] отмечается, что гудвилл принимается на баланс только в момент перехода права собственности организации и является неамортизируемым активом.

Интересно заметить, что яркая эмоциональная оценка рассматриваемого понятия с давних времен имела отражение в отечественной истории. Иностранные предприниматели, приезжавшие из-за границы в Россию для ведения дел в ХVII - ХIХ веках, были поражены тем, что русские купцы совершали многомиллионные сделки, не прибегая к составлению договоров. Зачастую не делалось никаких записей. Основой таких сделок была собственно одна из составляющих классического маркетинга – деловая репутация [3].

Наиболее полное определение понятия деловой репутации, на наш взгляд, представлено в [2]: «Деловая репутация – отражение в общественном сознании деловых и профессиональных свойств физического или юридического лица, занятого в предпринимательской или иной экономической или социально значимой деятельности, сложившееся в обществе мнение о его достоинствах и недостатках в сфере делового оборота, совокупность качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется и персонифицируется в глазах партнеров, клиентов и пр. Защита деловой репутации предусмотрена международными актами, например, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 год, Международным пактом о гражданских и политических правах (1956 год)».

В целом, анализ, содержащихся в различных источниках, определений деловой репутации и их зарубежных аналогов показывает, что объяснения этих понятий содержат различные вариации вербального описания особенностей рыночных отношений, возникающих при смене владельца организации, при этом такие описания не содержат иных подходов к определению количественной оценки деловой репутации. В их основе содержатся: воля покупателя, благожелательное отношение клиента и многие другие определения, не имеющие числовых показателей. В этом плане подобные описания можно рассматривать как разноплановое, но литературно-художественное трактование понятия «деловая репутация», которое очень трудно поддается формализации, тем более использованию в официальных документах правовой области и бухгалтерской отчетности.

Таким образом, для решения научной задачи количественной оценки деловой репутации организации необходимо определить набор критериев и показателей, формализованных в исчисляемых величинах и  характеризующих оцениваемую организацию с точки зрения ее деловых и профессиональных свойств, а также мнения о ней со стороны прочих субъектов деловых отношений. В то же время анализ ряда источников показывает, что на современном этапе развития социально-экономической и социально-культурной сфер, не существует способов или методов, пригодных для формирования набора подобных критериев и показателей.

С точки зрения правовых отношений, в которых, как правило, состоят организации СКС, глава 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) относит деловую репутацию к числу неотчуждаемых и непередаваемых нематериальных благ, которые защищаются в порядке, определенном законодательством. В этой связи необходимо подчеркнуть, что, имея нематериальный характер, она отличается от других нематериальных активов тем, что ее нельзя передать по договорам отчуждения, дарения, лицензионным договорам. И даже в операциях купли-продажи репутация юридического лица не сохраняется в полной мере, поскольку бывшее руководство, уходя, уносит с собой свои навыки, деловые связи, опыт, которые в значительной степени и определяют ее величину.

Так, на основании статьи 152 ГК РФ судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков. Если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. При этом подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации [4].

Нормы права, касающиеся деловой репутации, содержатся в Арбитражном процессуальном кодексе и Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы защиты деловой репутации юридических лиц или граждан подведомственны арбитражным судам. Если же дело о защите репутации содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства [4].

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гражданин либо юридическое лицо вправе требовать возмещения убытков в случае нанесения ущерба его деловой репутации и отстаивать это право, в том числе в судебном порядке. Данное обстоятельство придает задаче количественной оценки деловой репутации совершенно конкретный практический смысл, который сводится к  необходимости обоснования размера понесенного убытка в случае реализации п. 5 ст. 152 ГК РФ. Также, подобное обоснование может быть востребовано и при рассмотрении прочих вопросов, связанных с деловой репутацией физического или юридического лица.

Кроме защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимость в расчетных данных о количественных характеристиках деловой репутации возникает и при осуществлении хозяйственно-экономической деятельности юридических лиц, в том числе организаций СКС, и индивидуальных предпринимателей. Это следует из анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок бухгалтерского учета.

Наибольший интерес в этом плане представляет ныне действующее Положение «ПБУ 14/2007», которое рассчитано на некоммерческие организации (за исключением кредитных и бюджетных). В этом Положении содержатся рекомендации (раздел 6, Деловая репутация) по определению деловой репутации как «…разницы между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому  балансу на дату его покупки (приобретения)». Таким образом, для определения величины деловой репутации обязательным является расчет суммы активов и обязательств юридического лица. Отсюда следует, что денежное выражение деловой репутации возникает при наличии обстоятельств «купли-продажи». Что же касается бюджетных учреждений, к которым относится значительная доля организаций СКС, и которые в большинстве случаев на продажу не выставляются, то для них в ПБУ 14/2007 не содержится никаких рекомендаций по определению деловой репутации.

Следует отметить, что корректного научно-методического аппарата, который позволил бы провести объективную оценку деловой репутации в официальных документах в настоящее время не имеется. Не содержится рекомендаций и о целесообразности проведения подобных исследований [3].

Приведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Существует практическая необходимость выработки комплексного представления о содержании понятия «деловая репутация», и о способах ее количественного определения;

2. На современном этапе развития социально-экономической и социально-культурной сфер, не существует способов или методов, пригодных для количественной оценки деловой репутации организаций по различным аспектам их деятельности.

При всем многообразии мнений о понятии «деловая репутация», имеющих, в основном, вербальный характер, общим является то, что по мере развития в государстве рыночных отношений, а так же росте правовой и общей культуры, роль деловой репутации организаций статистически возрастает. Соответственно, научная задача методического обеспечения расчета количественных оценок деловой репутации организаций представляется актуальной.

Список использованных источников

1. Большая энциклопедия. В 62 т. М.: Терра, 2006. Т. 14. С. 529.

2. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Науч. изд-во

«Большая Российская энциклопедия», 2007. 767 с.

3. Климович Е. С., Хитрова Л. И. Количественная оценка деловой репутации юридических лиц. М.: ОАО ИНИЦ «Патент», 2012. 67 с.

4. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации

от 24 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите

чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и

юридических лиц». П. 3.

5. Ильина И. Цена доброго имени. Режим доступа: http://reklaman.

ru/brend/809-cena.html.

   
Разделы