Сведения об образовательной организации

Сущность социально-культурной институциализации волонтерского движения как интегративного направления педагогической деятельности

Е.В. Великанова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: bumerang-61@mail.ru

Лучшей школой гражданственности, в настоящее время, становится студенческое волонтерство как инициативное и активное движение, позволяющее развивать теорию и отрабатывать практику ответственного роста и устойчивого развития на основе деятельности организаций «социально-культурных перемен» в обществе.

Перспективы развития студенческого волонтерского движения зависят от продвижения страны в целом по пути самоопределения в идеологемах постиндустриальной культуры и формирования институтов гражданского общества, в том числе в образовательной системе. Развитие волонтерского движения в сфере образования в нашей стране представляет собой обширное и мало разработанное поле для научно-практического и теоретического поиска и анализа исследования.

Сложившееся представление о деятельностных основах существующего добровольческого движения в учебных заведениях основано, в основном, на полноценной социальной и культурно-досуговой деятельности, т.е. оно держится на энтузиазме, инициативе и активности учащийся молодежи.  Теоретики и практики отмечают, что в целостной структуре образовательного процесса существуют два самостоятельных процесса – обучение и воспитание. Процесс обучения (преподавание и учение) формирует знания, умения, навыки, развитие многогранных способностей личности, а процесс воспитания формирует определенную систему освоения норм и правил через специально организованную деятельность. Следовательно мы можем говорить о имеющемся факте участия добровольческого/волонтерского движения в социально-культурной практике образовательных учреждений.

Практика показывает, что на современном этапе, во многих учебных заведениях, воспитательная работа стала восприниматься как волонтерская деятельность. Традиции воспитательной работы – основа гражданского становления личности, где добровольчество/волонтерство является звеном целой системы. Воспитательная система складывалась веками и имеет свои традиции, методики организации. Авторы конспекта лекций «Теория и методика воспитания» Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких отмечают: «…данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».  … Соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией» [1].

При рассмотрении сущности социальной педагогики, мы обращаем внимание на то, что социально-педагогическая деятельность всегда находится в параллели разновидности профессиональной деятельности, основанной на социокультурном опыте и при условии самореализации его в обществе.

Следовательно, к сфере контролируемой социализации относится деятельность добровольческих/волонтерских организаций и объединений, представляющих собой воспитание как общественное явление. В тоже время теми же авторами подтверждается тот факт, что «… воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности» [1]. В этой связи отмечаем, что здесь уместно предположение того, что волонтерские организации выступают в данных процессах как интегративное направление педагогической деятельности.

Рассмотрим мнение ученых: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. в учебном пособии «Педагогика» изданном в 2007 году отмечают, что понятие социализации сложилось в структурно-функциональном направлении Т. Парсонса и Р. Мертона (американские социологи) и их представление о ней раскрывается c позиции адаптации. «…Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам» [2]. Добровольческая/волонтерская деятельность отмечается своей мобильностью, быстрым реагированием и в тоже время, формирует свои традиции, используя исторические корни зарождения и практикующийся опыт, как в России, так и за рубежом.   Имеющая постоянные команды волонтерская организация вовлекает добровольцев в процесс социализации, социально-культурную, значимую деятельность, из которых впоследствии создаются новые группы, существующие сами по себе или в дальнейшем объединяющиеся в официально зарегистрированные общественные организации или автономные добровольческие группы.

Сущность социально-культурной институциализация волонтерского движения заключается в процессе упорядочения, формализации и стандартизации духовно-нравственных практических инициатив, основанных в целях удовлетворения тех или иных социальных и культурных потребностей, способствующих определению качественных изменений, интенсивно развивающихся в различных пространственно-временных плоскостях (полях) молодежного социума, базовой основой которых будут являться студенческие инициативы, в рамках поддержки определенных институтов. «Добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта. Обучение гуманитарным технологиям формирования и развития психологической готовности к волонтерской деятельности приобретает особую научную и практическую значимость. Волонтерство – добровольное выполнение общественных обязанностей по оказанию помощи другим людям, поэтому, добровольно возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется духовно. Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества»[4, c.77-78].  Если социально-педагогическая деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательного вида, то социально-культурная деятельность  содержит в себе тройной компонент воспитательно-образовательно-общественный вид. В данном контексте мы имеем социокультурный опыт образовательных, социально-педагогических учреждений, социальных служб, общественных организаций. Неизменным в данном опыте являются традиционные концепции организационно-педагогических и технологических процессов. Следовательно, в инновационное становление демократичного общества вносят большой вклад общественные организации, в том числе самодеятельные организации – добровольческие/волонтерские отряды. Активная самоорганизационная деятельность данных сообществ непроизвольно порождает тенденцию участившегося контроля и управления различными государственными структурами за волонтерами, что неприемлемо зачастую к данной работе. Это внутреннее движение самоуправления, его ядро внутренней энергии личностей к самоорганизации, которое надо только поддерживать. Так, исследователь Л.А. Акимова правильно отмечает, что «Появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления – яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу» [3, c.66].

Хорошо организованная работа студенческих добровольческих отрядов, действуя на основе самостоятельно составленного плана работы, с учетом инициации участия в основных традиционных социальных, культурно-досуговых мероприятиях учебного заведения, не замещает воспитательную работу учебного заведения, а вносит новые идеи и инновационные методики самоуправления, что во многом способствует заявлению о новом направлении педагогической деятельности - институциализации волонтерского движения, которое необходимо поддерживать и развивать.

Общеизвестно, что составляющей воспитательной работы в вузе является специально организуемая педагогическая деятельность в свободное от учебы время, где формирование определенных качеств личности происходит в процессе регулирования отношений педагога при определенной цели и поставленных им задач запланированного мероприятия. В данном процессе предусматривается и регулирование отношений социальных и культурно-досуговых институтов, где определенно значимым становится социально культурная институционализация волонтерского движения как интегративного направления педагогической деятельности.

Таким образом, сущность данного процесса в том, что, волонтерская деятельность дополняет воспитательный процесс содержательным самоуправляющим блоком инициативности и инновационности, зачастую создавая положительный имидж и действуя при образовательном учреждении, вносит большую роль в профориентационную работу. Скорее всего, это полноценное самоуправляющее  «социально-культурное партнерство», которое созвучно недавно появившемуся понятию «социальное партнерство». «Термин «социальное партнерство» является новым для сегодняшней России. Его смысл состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене, - государственными структурами, коммерческими предприятиями и общественными организациями. Представители каждого сектора обычно по-разному осознают собственную ответственность и социальные проблемы, имеют разные возможности, ресурсы для помощи и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства»[5, с.51].

Предлагаемый нами термин «социально-культурное партнерство»  - это взаимодействие общественных организаций, волонтерских объединений с социальными и культурно-досуговыми институтами, НКО в различных сферах жизнедеятельности человечества, с позиции партнерских отношений с обществом и исполнительной властью при выработки и реализации совместных социально-культурных инициатив в рациональном использовании свободного времени

Список использованных источников:

1. http://lib.rus.ec/b/204201/read /Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/20.php/ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. /Учебное пособие "Педагогика"., серия: Высшее профессиональное образование, Изд.: Академия/Akademia 2007 г. - 576с.

3. Акимова Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие /МГУКИ.: М., 2003. – 124 с.                    

4. Технология волонтерской деятельности в социальной сфере: Учебно-методический комплекс / Под ред. С.Н. Малявина. – СПб.: Изд-во РГПТУ им. А.И. Герцена, 2008. - 199с.

5. Шинелева Л.Г. Общественные неправительственные организации и власть. – М.: Изд-во-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 220с.

   
Разделы