Сведения об образовательной организации

Комплексные технологии интерактивного обучения бакалавров и магистров социально-культурной деятельности

В.С. Русанова
Челябинская государственная академия культуры и искусств,
г. Челябинск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: kf2@chgaki.ru

Изменения, происходящие сегодня в системе высшего образования в России коснулись многих направлений. Это и переход на уровневую систему подготовки кадров и использование компетентностного подхода к обучению и воспитанию. И применение новых форм обучения или использование уже имеющихся, но изменённых под сегодняшнее время.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение материала по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской и практической деятельности по выбранному направлению. При подготовке магистров следует обращать внимание на выработку и внедрение новых методов преподавания, которое выражается в оптимальном сочетании пассивных, активных и интерактивных методик преподавания. Согласно образовательному стандарту третьего поколения подготовки, магистров по направлению «Социально-культурная деятельность» в профессиональные компетенции входят как общие, так и особенные. Мы акцентируем внимание на формировании способности студентов использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы и т. д.) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга и программировании развивающих форм социально-культурной деятельности различных возрастных групп населения; в соответствие с культурными потребностями различных групп населения массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности. В то же время предполагается наличие умений формулировать целеполагание, определять планирование, оценки результатов деятельности, рефлексию в процессе учебных занятий. Этому способствует интерактивные методы обучения. Известно, что метод – это система последовательных взаимосвязанных действий тех, кто учит, кто учится, в процессе достижения целей обучения, обеспечивающих усвоение содержания образования. Прием обучения – конкретная операция, способ взаимодействия педагога и студента в процессе реализации выбранного метода обучения.

Интерактивное обучение понимается нами, как погружённое в общение. При этом сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть построенные на взаимопонимании и взаимодействии. Формами активного лекционного занятия могут быть: проблемная лекция. В рамках проблемной лекции выделяют: лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию-визуализацию и кино-видео лекция.

Лекция-беседа является вопросно-ответной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. И могут служить определённой степенью выяснения мнений и уровня осведомлённости студентов по рассматриваемой теме, их готовности к восприятию последующего материала.

Лекция-дискуссия, являясь свободным обменом мнениями, преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем предлагает студентам их обсудить. Затем следует краткий анализ и выводы, после чего лекция продолжается.

Лекция-визуализация способствует формированию у студентов способности систематизировать и преобразовывать существенные элементы информации в наглядный образ. существенные элементы информации в наглядный образ.

Кино-видео лекция – основным методом изложения является демонстрация наглядности. В процессе лекции роль преподавателя сводится комментированию кино, теле, видео фрагментов и слайдов.        

Реальная деятельность по овладению содержанием образования состоит из определенных приемов. При этом одни приемы обучения способны менять свою педагогическую сущность, другие обслуживают только один метод. Так прием работы с научно-методическим источником, графиком, схемой, диаграммой может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы; прием неоднократного преподавателем объяснения того или иного понятия обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод. Правильный выбор приемов трансляции профессиональных знаний и их сочетания обусловлен особенностью содержания, в которые входят знания, навыки и умения, творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения. В то же время является способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема.

Актуальной проблемой является создание системы приемов трансляции и усвоения профессиональных знаний по каждому учебному предмету, соответствующих интерактивным методам обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы преподавателей, характеризуя их индивидуальный облик и педагогический почерк.

Для каждого учебного курса разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют студентам изобретать новое в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровни освоения  творческих методов. Обязательным условием качественного инструментального обучения является не только освоение соответствующих методик, т. е. обеспечивающих умение применять данные методики на практике, но и освоение способов их создания.

Особое место занимают задания по развитию творческого воображения, предназначенных для преодоления стереотипов, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Творчество достигает апогея в иррационально-творческой подфункции сознания, где происходит не только выход за пределы, но и приращения духовного бытия, а затем и материального. Речь идет о создании жизни, достойной человека, о проявлении им себя с творческой стороны и демонстрации профессиональных компетенций.  

Творческие достижения возможны лишь при высоком интеллекте, но сам по себе высокий интеллект их не гарантирует.  

Общая способность к творчеству и общий интеллект являются связанными друг с другом, но разными способностями

Кроме того социальное микроокружение личности имеет определенную репрезентативную «модель способности» – группа оценивает способности личности в терминах этой модели, влияя как на проявление, так и на развитие способности личности. Следующей компонентой нашего исследования является «креативность», которую мы рассматриваем как основу творчества личности.

Понятие «креативность» основано на представлении о противоположности дивергентного и конвергентного мышлений. Под первым термином подразумевается мышление, связанное с порождением множества возможных ответов при решении задачи. Второй термин фиксирует «обыкновенное» мышление, которое проявляется при решении задач, требующих однозначного ответа. Этот тип мышления связывается с креативностью – творческим потенциалом личности и является параметром, независимым от уровня развития общего интеллекта

Мы рассматриваем  «креативность» как  интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Каждый студент получает задание придумать басню или рассказ, используя известную басню И. А. Крылова «Ворона и лисица», применяя прием «сделай наоборот».

Креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных элементов способностей: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность и т. д.

Важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением, а использовать приемы комплементарности, «эмоционального обволакивания», «надежды на успех», необходимые для стимуляции творческого отношения к выполнению любого задания. Важно создавать психологическую безопасность, принятие, понимание и свободу от оценок, а также  климат психологической свободы, атмосферу дозволенности, открытости, игры и спонтанности. Организация занятий с использованием интерактивных приемов осуществляется на следующих принципах:

Принцип взаимодействия – единства научной и художественно-изобразительной дидактики в приобщении к ценностям художественной культуры – все это основывается на разумном соотношении рационально-логического и художественно-образного мышления. Это приводит к развитию и демонстрации словесно-образной и эмоциональной памяти, наблюдательности, воображения и способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Принцип деятельности – предполагает с помощью компьютерных программ для рисования и создания творческих продуктов на основе приемов «ограниченной анимации». Они включают в себя перерисовку отдельных частей рисунка с сохранением большей части картинки неизменной, статические задние планы, упрощенные формы передачи эмоций. Основой занятий является изобразительная графическая деятельность, которая позволяет студенту познать новые грани компьютерных возможностей.

Но акцент делается на повышении сложности дизайна персонажей, на формировании образных ассоциаций, художественной оценки и раскрытии функциональных возможностей  мультиграфических программ. Данный прием используется студентами при выполнении тренировочных заданий по созданию «рукописных альманахов» для детской, подростковой, юношеской аудитории. Этот прием создает атмосферу творческого поиска, с опорой на стремление к лидерству, повышенный интерес циклу предметов профессиональной направленности

На наш взгляд, результативное использование интерактивных методов и приемов в системе высшего образования вообще и в процессе подготовки кадров по направлению «Социально-культурная деятельность» в частности, является мерилом эффективности культурно-творческой, информационно-просветительной и креативной деятельности студентов, их умения достигать цели в профессионально-значимых ситуациях.

Список использованных источников:

  1. Активные и интерактивные  технологии  обучения: сб. метод. материалов. – Челябинск, ЧГАКИ, 2012 .
  2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.
  3. Личность. Творчество. Развитие: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. В. Г. Рындак, А. В. Москвина / под ред. В. Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 2001.
  4. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: практ. пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Мн.: Харвест, 2003.
  5. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография  Науч. школа В. Г. Рындак / под общ. ред. В. Г. Рындак; Уральское отделение РАО. – Екатеринбург – Оренбург: Орлит-А, 2002.
  7. Рындак, В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В. Г. Рындак. – Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2001.
  8. Рындак, В. Г. Педагогика креативности: моногр. / В. Г. Рындак. – М.: Университетская книга, 2012. – 284с.
  9. Шустерман, З. Г. Новые приключения Колобка / З. Г. Шустерман. – М.: Педагог-Пресс, 1993.
   
Разделы