Сведения об образовательной организации

Современный шоу-бизнес в региональной культурной среде: реалии и перспективы

А.Н. Четвертков
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры народной художественной культуры

А. Шапкин
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова,
г. Тамбов. Российская Федерация, студент

Как известно успешная работа той или иной сферы нашей жизни не обходится без применения бизнес-процессов. Сфера культуры не является исключением. Еще  в недалеком прошлом российская традиционная культура регулировала весь жизненный уклад, аккумулировала в себе веками накопленный социальный опыт, составляла нормативную основу всех сфер жизни. Поэтому на всех уровнях власти была определена первоочередная задача: сохранение и развитие традиционной культуры как универсального ресурса обеспечения защиты и продвижения национальных интересов.  Когда говорят об инновациях, чаще всего имеют в виду модернизацию технологий в бизнесе. Но сложился такой стереотип, что  сфера культуры не подлежит модернизации и инновации.

Для начала стоит разобраться, что же такое культура и бизнес. Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В данный момент нас интересует культура, которая развивается под влиянием принятых и утвердившихся в обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой является то, что она воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира [1]. Классическое определение бизнеса формулируется как «предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли» [2, c. 67]. Бизнес – это процесс взаимодействия отдельных людей и внешних факторов, связанных с их деятельностью. 

Таким образом, участниками бизнеса являются не только отдельные индивидуумы - непосредственные сотрудники той или иной фирмы, но и государство как законодательная и исполнительная власть, «рынок» как совокупность конкурирующих фирм, и, наконец, общество в целом как конечный потребитель продукции [4].  Соответственно, оценка проявлений бизнеса будет рассматриваться именно в контексте влияния самого процесса на каждого из его участников.

Сегодня решающий фактор - сам человек и его знания. Успех бизнеса зависит от способности направлять в нужное русло работу умов. Сегодня знание - это действительно сила. Иными словами только сам человек и его знания и умения помогут добиться успеха в той или иной деятельности [3]. Огромным достоинством является тот факт, что сфера культуры стала в настоящее время перспективным полем для применения современных бизнес-технологий и выгодным способом зарабатывания денежных средств. Умение играть на инструменте, петь и танцевать является всеми одобряемым достоинством, но развитие в себе навыка зарабатывать с помощью своего таланта – в данный момент не менее важно.

Не менее важным является умение организовать работу - это искусство достижения выдающихся результатов с помощью обычных сотрудников. В наше время творческий подход к организационным вопросам означает создание условий, обеспечивающих непрерывный поток творческих идей. Все творческие организации конкурируют на основе знаний. Поэтому необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера.

Лидерство и управление сегодня важны, как никогда. Настала эпоха, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени. В результате лидерство и умение руководить людьми становятся ключом к конкурентному преимуществу. «То, как вы привлекаете, удерживаете и мотивируете ваших сотрудников, важнее технологий» [5, с. 35].

Только грамотный и успешный руководитель творческого коллектива сможет организовать полноценную его работу, постоянную востребованность и всеобщее признание. Для этого необходимо наличие успешного менеджера или продюсера, а также грамотно составленного бизнес-плана. Так, например Александр Васильевич Поповичев на протяжении 45 лет является бессменным руководителем «Государственного ансамбля песни и танца «Ивушка». Под его руководством в ансамбле поддерживается и постоянно повышается профессионализм артистов, расширяется география гастрольной деятельности, как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме того, в коллективе разработана и функционирует система стимулирующих мер. Благодаря этим факторам увеличивается самоотдача артистов и готовность их к постоянной работе.

В целом надо заметить, что в настоящий момент на территории Тамбовской области существует множество творческих коллективов и артистов, которые занимаются частной коммерческой деятельностью, открывают агентства торжеств, входят в состав этих агентств, то есть создают свой бизнес, находят постоянно новые возможности для самопродвижения.

Учитывая вышесказанное можно сделать следующие выводы. Чтобы добиться успеха и быть востребованным, необходимо быть уникальным, не стоять на месте и постоянно развиваться. Нужно быть способными удивлять людей, привлекать их и создавать привязанности. Концентрируясь на традиционных аспектах бизнеса, мы рискуем потерять то, что уже имеем. Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план. Развитие творческих индустрий выступает одним из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира. А воспитание креативно мыслящей личности возможно лишь в условиях творческого самовыражения, в которых культура может и должна сыграть определяющую роль.

Список использованных источников:

  1. Автономов, Ю. Культурный капитал / Ю. Автономов – http://www.artpragmatica.ru
  2. Игнатьева, Е.Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов / Е.Л. Игнатьева //http://www/ art-management.ru/txt/ management/html.
  3. Котлер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Котлер, И. Эврар. – Арт-менеджер. – 2012. – №3. – С. 3-10.
  4. Нордстрем, К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / К. Нордстрем. - Санкт-Петербург, 2012. – 311 с.
  5. Пучкова, Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства / Е.И. Пучкова. – М., 2010. – 343 с.
   
Разделы