Сведения об образовательной организации

К вопросу об оптимизации постановки культурно-досуговых программ средствами мультимедиа

К.И. Дубовицкий
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: dkonst@list.ru

Современные технические возможности позволяют оснастить инновационные формы культурно-досуговых программ новыми художественными приемами и позволяют добиваться массы новых художественно-выразительных эффектов.

Применение в постановке культурно-досуговых программ технологий мультимедиа, которые по определению предполагают синтез техники и искусства и предоставляют возможность моделировать всю полноту человеческих ощущений, предоставляю зрителю возможность соучастия в зрелищном процессе, взаимодействуя с разнородными данными интерактивной структуры мультимедиа в диалоговом режиме ?3?.

Применительно к культурно-досуговой программе, мультимедиа включает в себя визуально-звуковой ряд, составляющий пространственные картины на фоне действа.

Визуально-звуковой ряд состоит из следующих компонентов:

  • звук и музыка,
  • свет,
  • лазерное шоу,
  • голография,
  • пиротехника,
  • проекция.

Если по условиям задачи, программа длится более получаса, в этих случаях сложные для восприятия пространственные картины разбавляются другими элементами: живыми выступлениями музыкальных групп, танцующими фонтанами и т.п. Эти вставки позволяют сохранить внимание зрителей, не перегружая их впечатлениями.

Дополнительные компоненты, которые используются в перерывах между основными блоками, позволяют зрителям отдохнуть.

  • Огонь: управляемые огневые системы.
  • Водный театр: управляемые фонтаны.
  • Актёры: певцы, музыканты, хореографы ???.

Так как прогресс не стоит на месте и интенсивность развития техники продолжает набирать обороты, отмечается, что мультимедиа выходит за рамки спецэффектов в зрелищных программах и становится полноценной формой культурно-досуговых программ - мультимедийным шоу.

Впервые термин «мультимедийное шоу» применил американский художник, кинорежиссер, издатель, продюсер Энди Уорхол. В 1965 году он предложил использование всего спектра доступных тогда технических средств в работе «Эксплоудинг Пластик Иневитебл», которая объединила живую рок-музыку, кино, экспериментальное освещение и необычный перформанс [5].

Мультимедийное шоу сегодня – это синтез искусства, науки и техники, необычное, потрясающее воображение зрелище ?1?. Оно отличается высокой стоимостью, требует больше времени и усилий на создание и обеспечение надлежащего функционирования, особой системы управления.

Мультимедийное шоу является формой культурно-досуговых программ, отвечает всем требованиям, предъявляемым к шоу-программам, полностью соответствует технологии постановки культурно-досуговых программ. Принципиальное отличие мультимедийного шоу состоит в том, что основной упор делается именно на техническую составляющую, яркость эффектов и мультимедийные технологии, всё остальное остаётся на втором плане. Сегодня мультимедийное шоу - является неотъемлемой частью культурно-досуговой программы

Мультимедийное шоу состоит из пространственных картин, состоящий из визуально-звукового ряда из света, фейерверка, лазерной графики, проекций и музыки.

Человеческий мозг хорошо воспринимает такой поток информации и адекватно реагирует на происходящее только первые 15 минут, максимум полчаса. После этого его восприятие притупляется, поэтому продолжительность мультимедийного шоу, как правило, ограничена 20 - 30 минутами.

Мультимедийное шоу обладает самой яркой и всеобъемлющей палитрой, в которую входят свет и звук, природные и архитектурные объекты и лазерные эффекты, вода и огонь, фейерверки и видеопроекция и так далее… Соединенные единой концепцией сценария, подчиненные музыкальному ряду, эти краски превращаются в принципиально новые формы художественной выразительности, позволяют создавать поистине масштабные полотна, уникальные действа, выразительные образы.

Любая культурно-досуговая программа включает в себя следующие элементы: объект деятельности; субъект деятельности; направление (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются цель и содержание программы, формы организации аудитории, средства и методы, используемые для осуществления стоящих перед ними задач. Важно, что все элементы должны находиться в единстве и взаимодействии, образуя единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, на которых направлено действие культурно-досуговой программы. Все, чем располагает культурно-досуговая программа, предназначено для обслуживания аудитории, для удовлетворения ее духовных потребностей.

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно-досуговых программ подразделяются следующим образом:

- анализ обстановки и формулировка цели;

- сбор материалов для достижения поставленных целей;

- составление программы пооперационных действий, нахождение рациональных способов объединения усилий исполнителей, четкое определение функциональных обязанностей каждого исполнителя;

- постановочная работа: регулярные сборы и обсуждение всех вопросов, решение текущих задач; проигрывание исполнительских ролей репетиции, разработка технической составляющей;

- проведение программы;

- анализ  проведения.

Оптимизация постановки культурно-досуговой программы начинается с постановки задач оптимизации. Постановка задач предполагает существование конкурирующих, в процессе постановки программы свойств, например: повышение зрелищности при недостатке средств, или повышение зрелищности при низкой квалификации участников и так далее.

При постановке задач оптимизации необходимо:

1. Наличие объекта оптимизации и цели оптимизации. В культурно-досуговой практике, главной задачей оптимизации постановки культурно-досуговой программы является повышение её качества, усиление зрелищного эффекта для привлечения как можно большего числа зрителей культурно-досуговой программы.

2. Наличие ресурсов оптимизации. Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные, материально-технические, профессиональные и другие виды ресурсов.

3. Возможность оценки и контроль оптимизируемой величины, поскольку, только в этом случае, можно сравнивать эффекты от выбора тех или иных действий при оптимизации.

4. Учет ограничений и рисков.

Обычно оптимизируемая величина связана с экономичностью работы рассматриваемого объекта. Оптимизируемый вариант работы объекта должен оцениваться критерием оптимальности.

Критерием оптимальности называется количественная оценка оптимизируемого качества объекта. Так, критериями оптимальности, постановки культурно-досуговой программы, является количественная оценка качества таких характеристик: зрелищность, яркость, грамотность построения и применения определенных средств, уменьшение затрат на производство.

При выработке стратегии и методов решения задачи оптимизации: устранение препятствующих достижению цели процессов, внесение изменений и корректировка протекающих процессов для доведения системы до оптимального состояния, запуск новых процессов для достижения наилучшего результата.

Отдельное место в технологическом процессе постановки культурно-досуговых программ занимают технические средства и специальные эффекты. С их помощью реализуются такие содержательные аспекты культурно-досуговой программы, как яркость, зрелищность представления, эффектность. Применение в постановке культурно-досуговых программ технологий мультимедиа, которые по определению предполагают синтез техники и искусства и предоставляют возможность моделировать всю полноту человеческих ощущений, предоставляю зрителю возможность соучастия в зрелищном процессе, взаимодействуя с разнородными данными интерактивной структуры мультимедиа в диалоговом режиме.

Применительно к культурно-досуговой программе, мультимедиа включает в себя визуально-звуковой ряд, включающий: звук и музыку, свет, лазерное шоу, голографию, пиротехнику, проекцию.

Дополнительные компоненты, которые используются в перерывах между основными блоками, позволяют зрителям отдохнуть.

  • Огонь: управляемые огневые системы.
  • Водный театр: управляемые фонтаны.
  • Актёры: певцы, музыканты, хореографы

Отмечается, что мультимедиа выходит за рамки спецэффектов в зрелищных программ, что обуславливает потребность в специалистах, грамотно владеющих техникой для качественной постановки полноценной культурно-досуговой программы с применением мультимедиа.

Список использованных источников

1. Васильев Н.А. Мультимедифное шоу – новая техника на сцене // Шоу-Мастер, № 19, 2009

2. Генкин Д.М.         Организация и методика художественно-массовой работы. - М.: Искусство – 1987

3. Павленко А.В. Особенности организации шоу-программ // Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры // Технологии социально-культурной деятельности / уч. пос. под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – 257 с

4. Шубина И.В. Организация досуга и шоу-программ. – Ростов-на-Дону.: Феникс. – 2003. – 87 с.

5. http://oroinart.ru

   
Разделы