Сведения об образовательной организации

Роль личности специалиста социально-культурной сферы в реализации современных технологий арт-менеджмента

А.С. Чернов
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского,
г. Омск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности.
e-mail: chernov82@mail.ru 

Элементы арт-менеджмента в организациях социально-культурной сферы присутсвуют давно и по-разному: как реклама, шоу-бизнес, маркетинг, промоушн, PR и т.д.

Арт-менеджеры - это люди особого склада: творческие и талантливые, непрерывно производящие и реализующие различные проекты и идеи. Однако, чтобы воплотить все идеи в жизнь и реализовать проекты необходим талант      художника и менеджера одновременно.

 Харизматические личности — это частое явление в сфере арт-менеджмента. Сами специалисты СКС и говорят о том, что им не обойтись без таких личных качеств как общительность, обаяние, открытость, коммуникабельность, чувство юмора.

Второстепенное значение имеют пол и возраст, необходимо обладать, прежде всего, определенными знаниями, умениями и навыками, среди которых: режиссерское видение, самостоятельная организация шоу-программ, умение привлечь нужных людей в помощь.

Также для арт-менеджеров актуально умение вести переговоры, заключать сделки и следовать соглашениям.

Знакомство с шоу-бизнесом неотъемлемое условие профессиональной  деятельности. Необходимо держать руку на пульсе, дабы ориентироваться  в тенденциях и направлениях, предвидеть успешное дело или начинание и  постараться предложить это публике первым.

По мнению специалистов, кроме того, необходимо найти своих постоянных клиентов, знать их имена и в лицо, быть в курсе их пристрастий, понимать, что будет востребовано, а что останется без внимания.

В деятельности специалиста СКС в сфере арт-менеджмента ценна и очень необходима, как ресурс, база творческих коллективов, артистов и авторов, и других людей искусства, шоу-бизнеса, без которых организация его работы немыслимо.

Речь идет не просто о списке людей – это связи, наработанные со временем – коллеги, друзья, знакомые. Новичкам без такой базы работать будет сложно, поэтому, вначале необходимо сформировать нужные связи.

 Работе арт-менеджера теоретически не научиться, только с опытом приходит профессионализм. К тому же отсутствуют специальные учебные  заведения по обучению арт-менеджеров, а те, что есть, дают лишь первоначальные знания и умения. В конечном же итоге все зависит от самого человека и его профессиональных качеств.

Качествами арт-менеджера называют наиболее устойчивые, обобщенные характеристики, оказывающие решающее воздействие на управленческую деятельность. Это сложные психологические образования, зависящее от многих факторов характера, опыта, личности, способностей и условий деятельности.

Именно психологическими качествами, которые являются профессионально важными, определяется талант менеджера.

Своеобразный отпечаток на личностные характеристики менеджера накладывают сама управленческая деятельность.

Профессионально важные качества менеджера, раскрываются на трех уровнях:

- на уровне задач деятельности менеджера;

- на поведенческом уровне;

- на уровне свойств личности.

Управленческие основы деятельности специалиста социально-культурной сферы в системе арт-менеджмента позволяют выделить следующие профессионально важные качества.

Можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

Сегодня профессиональное развитие – ключевой элемент глобальной конкуренции. Просто жить и выполнять свою работу человек уже не может. В достижении жизненной цели личность развивается, работа и профессия при этом, занимают определяющее место.

Профессиональное развитие  это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей трудовой жизни.

Недостаточно просто стать профессионалом – необходимо постоянно профессионально развивать свою личность. Этот процесс не должен быть  обязанностью или формальностью, он должен стать образом мышления, вектором жизни.

Профессиональное развитие включает:

- Развитие необходимых компетенций (систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний);

- развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков,

- профессиональную самореализацию на протяжении всей жизни  (применение себя – профессионала во благо развития жизни).

Профессиональное развитие требует от человека, осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать.

К вопросу профессионального развития относится не только освоение компетенций, но и проблема мотивации специалиста, которая напрямую связана с развитием личности специалиста – это база профессионального развития.

Профессиональное и личностное развитие возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я».

Безусловно, на формирование профессиональных перспектив отдельного человека оказывают влияние   ценностные ориентации.

Для успешного формирования профессионального самосознания необходимо формировать саму систему профессиональных ценностей, определяющих профессиональную направленность, стремление к самореализации в профессиональной деятельности. Специалист СКС работает в сфере культурных ценностей, осваивая, создавая и транслируя духовное, материальное и нематериальное культурное наследие. В связи с этим чрезвычайно важно - как и насколько глубоко развиты в нем самом ценности, которые являются профессиональными.

Профессиональные ценности специалиста будут преломляться самой личностью, фокус зрения которой определяется направленностью: экономической, эстетической, социальной, политической. 

Стиль поведения социального работника обусловлен совокупностью внешних (объективные) критериев, ориентирующих на оценку результативности выполнения профессиональной задачи и внутренних (психологических) критериев оценки деятельности.

В психологических критериях не последнее место занимают личностные качества, ценностные ориентации и интересы. Среди них можно выделить     такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная    ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство        собственного достоинства, уважение достоинства другого человека и многие другие. Таким же образом выявлены психологические «противопоказания»       к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Суммируя все требования, без труда удалось выявить идеальный портрет настоящего профессионала по социальной работе, который всегда добивается поставленных перед ним целей и выполняет эффективно свою работу. Но это только теоретический материал, а чтобы добиться определенных результатов и выявить общую картину влияния личности социального работника на эффективность его профессиональной деятельности, нужно обратить внимание не только на идеальный образ, но и на реальную сторону вопроса.

Профессиональная деятельность специалиста СКС - это единство и взаимосвязь педагогического, организационного и художественно-творческого процессов.

В современной теории и практике профессионального образования в области культуры и искусства часто сужаются понятия и представления о  творческом процессе, и поэтому из поля зрения ускользает необходимость развития общих способностей личности, в том числе и психолого-педагогических. Особую значимость приобретает способность специалиста социально-культурной сферы устанавливать контакты между людьми, организовывать социальное взаимодействие, проявлять инициативу в решении жизненно важных проблем на локальном уровне, прогнозировать и оценивать  последствия своих поступков и действий социальных групп.

Модель личности специалиста СКС представляет собой образец профессионала, который обладает не только высокой духовностью и социальной зрелостью, развитыми интеллектуальными и моральными качествами, но и свойствами талантливого коммуникатора, владеющего техниками и стратегиями общения, его различными формами и содержанием. Именно в общении и через общение проявляются профессиональные черты и свойства педагога-организатора досуга.

Руководство по «саморазвитию» в настоящее время необходимо многим, от начинающего до маститого специалиста.  Любой творческий нуждается в нем, а тем более специалист публичной профессии.

Выход специалиста на уровень «лицо-бренд» является показателем его успеха. Персональный бренд – это широко известное имя или уникальное название, собственная символика или особое оформление. Такой бренд всегда предполагает качество, популярность, востребованность и надежность специалиста. Стиль жизни и система ценностей человека – вот, что характеризует бренд-личности.

Личность-бренд идентичен, индивидуален, имеет свой образ, поле деятельности, свой знак, свои точки опоры, назначение и направленность. Успех придет к нему тогда, когда его личные убеждения, его взгляды, стремления и действия модифицируют уже известные социальные законы.

   
Разделы