А.С. Чернов
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского,
г. Омск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности.
e-mail: chernov82@mail.ru
Элементы арт-менеджмента в организациях социально-культурной сферы присутсвуют давно и по-разному: как реклама, шоу-бизнес, маркетинг, промоушн, PR и т.д.
Арт-менеджеры - это люди особого склада: творческие и талантливые, непрерывно производящие и реализующие различные проекты и идеи. Однако, чтобы воплотить все идеи в жизнь и реализовать проекты необходим талант художника и менеджера одновременно.
Харизматические личности — это частое явление в сфере арт-менеджмента. Сами специалисты СКС и говорят о том, что им не обойтись без таких личных качеств как общительность, обаяние, открытость, коммуникабельность, чувство юмора.
Второстепенное значение имеют пол и возраст, необходимо обладать, прежде всего, определенными знаниями, умениями и навыками, среди которых: режиссерское видение, самостоятельная организация шоу-программ, умение привлечь нужных людей в помощь.
Также для арт-менеджеров актуально умение вести переговоры, заключать сделки и следовать соглашениям.
Знакомство с шоу-бизнесом неотъемлемое условие профессиональной деятельности. Необходимо держать руку на пульсе, дабы ориентироваться в тенденциях и направлениях, предвидеть успешное дело или начинание и постараться предложить это публике первым.
По мнению специалистов, кроме того, необходимо найти своих постоянных клиентов, знать их имена и в лицо, быть в курсе их пристрастий, понимать, что будет востребовано, а что останется без внимания.
В деятельности специалиста СКС в сфере арт-менеджмента ценна и очень необходима, как ресурс, база творческих коллективов, артистов и авторов, и других людей искусства, шоу-бизнеса, без которых организация его работы немыслимо.
Речь идет не просто о списке людей – это связи, наработанные со временем – коллеги, друзья, знакомые. Новичкам без такой базы работать будет сложно, поэтому, вначале необходимо сформировать нужные связи.
Работе арт-менеджера теоретически не научиться, только с опытом приходит профессионализм. К тому же отсутствуют специальные учебные заведения по обучению арт-менеджеров, а те, что есть, дают лишь первоначальные знания и умения. В конечном же итоге все зависит от самого человека и его профессиональных качеств.
Качествами арт-менеджера называют наиболее устойчивые, обобщенные характеристики, оказывающие решающее воздействие на управленческую деятельность. Это сложные психологические образования, зависящее от многих факторов характера, опыта, личности, способностей и условий деятельности.
Именно психологическими качествами, которые являются профессионально важными, определяется талант менеджера.
Своеобразный отпечаток на личностные характеристики менеджера накладывают сама управленческая деятельность.
Профессионально важные качества менеджера, раскрываются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
Управленческие основы деятельности специалиста социально-культурной сферы в системе арт-менеджмента позволяют выделить следующие профессионально важные качества.
Можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
Сегодня профессиональное развитие – ключевой элемент глобальной конкуренции. Просто жить и выполнять свою работу человек уже не может. В достижении жизненной цели личность развивается, работа и профессия при этом, занимают определяющее место.
Профессиональное развитие – это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей трудовой жизни.
Недостаточно просто стать профессионалом – необходимо постоянно профессионально развивать свою личность. Этот процесс не должен быть обязанностью или формальностью, он должен стать образом мышления, вектором жизни.
Профессиональное развитие включает:
- Развитие необходимых компетенций (систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний);
- развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков,
- профессиональную самореализацию на протяжении всей жизни (применение себя – профессионала во благо развития жизни).
Профессиональное развитие требует от человека, осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать.
К вопросу профессионального развития относится не только освоение компетенций, но и проблема мотивации специалиста, которая напрямую связана с развитием личности специалиста – это база профессионального развития.
Профессиональное и личностное развитие возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я».
Безусловно, на формирование профессиональных перспектив отдельного человека оказывают влияние ценностные ориентации.
Для успешного формирования профессионального самосознания необходимо формировать саму систему профессиональных ценностей, определяющих профессиональную направленность, стремление к самореализации в профессиональной деятельности. Специалист СКС работает в сфере культурных ценностей, осваивая, создавая и транслируя духовное, материальное и нематериальное культурное наследие. В связи с этим чрезвычайно важно - как и насколько глубоко развиты в нем самом ценности, которые являются профессиональными.
Профессиональные ценности специалиста будут преломляться самой личностью, фокус зрения которой определяется направленностью: экономической, эстетической, социальной, политической.
Стиль поведения социального работника обусловлен совокупностью внешних (объективные) критериев, ориентирующих на оценку результативности выполнения профессиональной задачи и внутренних (психологических) критериев оценки деятельности.
В психологических критериях не последнее место занимают личностные качества, ценностные ориентации и интересы. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека и многие другие. Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Суммируя все требования, без труда удалось выявить идеальный портрет настоящего профессионала по социальной работе, который всегда добивается поставленных перед ним целей и выполняет эффективно свою работу. Но это только теоретический материал, а чтобы добиться определенных результатов и выявить общую картину влияния личности социального работника на эффективность его профессиональной деятельности, нужно обратить внимание не только на идеальный образ, но и на реальную сторону вопроса.
Профессиональная деятельность специалиста СКС - это единство и взаимосвязь педагогического, организационного и художественно-творческого процессов.
В современной теории и практике профессионального образования в области культуры и искусства часто сужаются понятия и представления о творческом процессе, и поэтому из поля зрения ускользает необходимость развития общих способностей личности, в том числе и психолого-педагогических. Особую значимость приобретает способность специалиста социально-культурной сферы устанавливать контакты между людьми, организовывать социальное взаимодействие, проявлять инициативу в решении жизненно важных проблем на локальном уровне, прогнозировать и оценивать последствия своих поступков и действий социальных групп.
Модель личности специалиста СКС представляет собой образец профессионала, который обладает не только высокой духовностью и социальной зрелостью, развитыми интеллектуальными и моральными качествами, но и свойствами талантливого коммуникатора, владеющего техниками и стратегиями общения, его различными формами и содержанием. Именно в общении и через общение проявляются профессиональные черты и свойства педагога-организатора досуга.
Руководство по «саморазвитию» в настоящее время необходимо многим, от начинающего до маститого специалиста. Любой творческий нуждается в нем, а тем более специалист публичной профессии.
Выход специалиста на уровень «лицо-бренд» является показателем его успеха. Персональный бренд – это широко известное имя или уникальное название, собственная символика или особое оформление. Такой бренд всегда предполагает качество, популярность, востребованность и надежность специалиста. Стиль жизни и система ценностей человека – вот, что характеризует бренд-личности.
Личность-бренд идентичен, индивидуален, имеет свой образ, поле деятельности, свой знак, свои точки опоры, назначение и направленность. Успех придет к нему тогда, когда его личные убеждения, его взгляды, стремления и действия модифицируют уже известные социальные законы.