Сведения об образовательной организации

Ориентация на субъект обучение, как центральная позиция культурного образования

Н.С. Шарапова
Немецкий культурно-образовательный центр
г. Воронеж; Российская Федерация, руководитель центра.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: Sharapova.Nelly@gmail.com

Понятие «образование» весьма сложное и многоаспектное. Однако многие педагоги сходятся во мнении и подчеркивают ведущую роль образования, которая заключается в воспитании. Мы согласны с утверждением педагогов Сарина Ахмед и Давина Хёблих [10], что  «образование» -  неоднозначное понятие, которое указывает на множество теоретических концепций, которое приобретает различные значения в зависимости от контекста. Утилитарное использование этого понятия относительно школьного образования в современном обществе определяется, как важный ресурс для ведения успешной жизни и причастия к обществу. С теоретической точки зрения, «образование», в противоположность более антропологическо-философской стороне, понимается как процесс постоянной самореализации человека до его самоопределения. Вместе с тем, «образование» понимается, и как цель достижения самоопределения, так и сам процесс осуществления этой цели. По традиции немецкой истории гуманитарных наук «образование» – это ведущая категория науки воспитания, и определяется понятиями «воспитание», «социализация».

В сегодняшних рассуждениях о понятии «образование» мы можем отталкиваться от понятия, определённым ещё Вильгельмом фон Гумбольт [1], который говорил об образовании, как о процессе взаимодействия личности и мира, которое не подразумевает определённой цели и различается относительно профессии человека. В этом смысле, образование формулируется как процесс самопросвещения через познание мира, а также как процесс индивидуализации, в котором люди всесторонне развиваются и совершенствуются в соответствии со своим собственным самобытным «характером», и тем самым вовлекаются в формирование ценностей.

Проанализировав различные исследования, мы можем выделить в качестве классификации образования 3 категории: формальное (formale), неформальное (non-formale) и информальное (informelle) образование. К формальному образованию относиться целевое, полноплановое образование в школе или другом образовательном учреждении, подтвержденное определённым сертификатом. Неформальное (non-formale / nicht-formelle) образование характеризуется в наименьшей степени структурированностью, свободным участием. Оно направленно, как правило, на изучение нешкольных предметов.  Информальное образование сопутствует основному процессу обучения, основному образованию и не всегда имеет четкую границу. В этом кроется одна из проблем информального образования со стороны систематизации и классификации.  Однако,  информальное образование, является другой стороной школьного, формального образования и занимается «обучением жизни» («Lebensbildung») [6]. Стоит отметить, информальное образование признано, как фундамент концепта «субъектного образования» («Subjekt-Bildung») [8], который заключается в развитие собственных умений и предпочтений субъекта.

Переход от предмета к субъекту, как центральной позиции в процессе образования, является ключевым в развитии личности. И это становится возможным именно в рамках информального образования. Развитием информального образования занимается достаточное количество организаций и государственных структур Германии, что говорит о важности данного вопроса. Например, объединение компании Северной Германии в сообщество «Постоянного образования NUN-Dekade 2005-2014», в которое также входит в качестве основного партнера «ЮНЕСКО-Гамбург-Институт обучения на протяжении всей жизни», подчеркивает на своих информационных ресурсах важность такого образования и определяет информальное образование (информальное обучение), как часть образования, направленного на устойчивое развитие и преследует цель, мотивировать на осознанный стиль жизни, а также указать на пути достижения. Примерами такого образования служат: посещение досуговых учреждений, зоопарков, музеев, парков и т.д. Таким образом, реализации информального образования возможна в рамках социально-культурной деятельности.

Обучение в рамках социально-культурной деятельности, в немецкой традиции гуманитарных наук, обозначают, как «культурное образование». В данной статье мы бы не хотели углубляться в этимологию данного понятия. Однако уточним, что культурное образование уже больше полувека активно используется в нормативных и законодательных документах Федеративной Республики Германии. Так, например, Федеративное объединение Культурного детского и молодежного образования BKJ (Bundesvereinigung Kulturelle Kinder- und Jugendbildung) занимается организацией и развитием проектов, направленных на развитие личности посредствам культурно-досуговой деятельности.

О важной роли «субьектного образования» говорит и Макс Фуxс, ссылаясь на доклады ЮНЕСКО, в своем выступлении о культурном образовании на симпозиуме 2001 в Университете Дортмунд.  «И в сфере культурных объединений, и в научных контекстах вновь и вновь на передний план выходят институционные вопросы, вопросы сохранения структур. Человек, его развитии, его потребности и интересы в этом дискурсе уходят в конечном счете достаточно часто на задний план. И ЮНЕСКО, все более утвердительно, говорит о том, что в центре должен рассматриваться субъект. «Образование» ставит в первую очередь вопрос не о том, какие квалификации от отдельного человека требует экономика, политика или общество, а о том, в каких компетенциях, умениях, установках нуждается каждый отдельный человек для ведения «человеческой» жизни.  Речь также идет о дееспособном субъекте, т.е. о вопросе, как участие отдельного человека в процессе общественного регулирования может возрасти: речь идет об индивидуальных «проектах хорошей жизни». [4]

Еще в восьмом докладе о молодежи Федеративного Правительства Германии объявило об «ориентации на жизненные условия» («Lebensweltorientierung») [7], как о центральной парадигме в рамках детской и молодежной помощи. Опираясь на мнение Альфреда Шультца и Томаса Лукманна [9] мы можем описать «жизненные условия» («Lebenswelt»), как сущность действительности, которая переживает, познает, претерпевает. Каждый человек должен быть в согласии со всеми своим жизненными условиями. Другая сторона - это определенные общественные условия жизни субъекта, - это влияние со стороны институтов, законов, норм, ценностей. Обе стороны оказывают действие друг на друга и тем самым находятся в зависимости друг от друга. Концепт «ориентации на жизненные условия» обосновывает в этом смысле двустороннюю работу: работа с субъектом и воздействие на и через актуальные общественные условия.

Необходимо принимать во внимание, анализировать индивидуальные жизненные ситуации детей и молодежи и пытаться не только преодолеть проблемы, но и направлять на достижение достойного уровня жизни. Культурно-педагогические предложения и  проекты, использующие принцип «ориентации на жизненные условия», завязаны на жизненной действительности субъекта и предлагают возможность в эстетических формах рассмотрение самостоятельно выбранной темы, которая актуальна непосредственно для отдельного участника. Через изучение различных точек зрения, анализ и переосмысление через эстетические формы формируется понимание собственной жизненной действительности, происходит процесс самопознания и определение критической оценки, и, при необходимости, становится возможным изменение поступков, корректировка поведения.

О необходимости ставить субъект в центре культурного обучения говорят и исследователи Том Браун и Бриджит Шоррн [3]. Культурное образование направлено на самопознание, на осознание собственной личности, на способность критического мышления и способность размышлять. В рамках эстетического созидательного процесса, а также процесса обучения, субъект должен быть способен осознать совокупность исследуемой проблематики, сформулировать свою собственную позицию и проявлять активное участие в создании нового. Таким образом, обучение с «ориентацией на жизненные условия» заключается в саморазвитии субъекта и  формировании у него социальных компетенций в рамках культурного образования.

В данном вопросе важно понимать, что является ключевой компетенцией. Ключевые компетенции, по окончанию DECO-проекта в 2005 году (Definition and Selection of Competencies)  DeSeCo были разделены на 3 категории ключевых компетенций: взаимодействие в социальных неоднородных группах,  автономная дееспособность, интерактивное использование технических средств обучения и вспомогательных программам. Федеральное объединение Культурного детского и молодежного образования в рамках проекта «Список компетенций и культура» расширил список ключевых компетенций, формируемых посредствам культурного образования, и предложил следующую систему ключевых компетенций:

- индивидуальные компетенции, как например способность самоуправления, работоспособность, инициативность, способность принимать решения, гибкость;

- социальные компетенции, как например, способность сопереживать, умение работать в команде, коммуникабельность, способность критического мышления,

-методические компетенции, например, способность учиться, организационные навыки, способность решать проблемы, способность самоанализа, владение техническими средствами. [11]

Учитывая все выше изложенное, мы можем говорить о необходимости рассматривать педагогические процессы с точки зрения субъекта. Среди задач культурного образования должны быть выделены: исследование особенностей субъекта, его жизненные условия, развитие необходимых ключевых компетенции, а также обучать проектировать свою жизнь, исходя из собственных потребностей в неразрывной связи с социумом.

Список использованных источников:

  1. Benner, Dietrich: Wilhelm von Humboldts Bildungstheorie: eine problemgeschichtliche Studie zum Begr?ndungszusammenhang neuzeitlicher Bildungsreform. Juventa-Verl., Weinheim, M?nchen 2003.
  2. Braun, Schorn Aesthetisch-kulturelles Lernen, Lebensorientierung / Kulturelle Bildung, Muenchen, 2012.- S. 132.
  3. Braun, Schorn Aesthetisch-kulturelles Lernen, Kulturpaedagogische Handlungsprinzipien / Kulturelle Bildung, Muenchen, 2012.- S. 132.
  4. Fuchs, Max, Kulturelle Bildung / Aestatische Erfahrung und kulturelle Praxis //Symposium, FB 16 Universitaet Dortmund, 2001.- S. 5.
  5. Thole, Werner, H?blich Daina, Ahmed Sarina Soziale Arbeit/ Bildung, formale, non-formale, informelle//Taschenw?rterbuch, Bad Heilbrunn, 2012.– S. 38-39.
  6. Thiersch, Hans. 2002: Bildung und Soziale Arbeit, in: Liegle, L. und Treptow, R. (Hrsg.): Welten der Bildung in der P?dagogik der fr?hen Kindheit und in der Sozialp?dagogik. Freiburg: Lambertus Verlag, S. 74-91.
  7. Thiersch, Hans (1992): Lebensweltorientierte Soziale Arbeit. Aufgaben der Praxis im sozialen Wandel. Weinheim: Juventa (wird zitiert als Thiersch II).
  8. Scherr, Albert 1997: Subjektorientierte Jugendarbeit. Weinheim/M?nchen
  9. Sch?tz/Luckmann 1984: Strukturen der Lebenswelt. Band 1 S. 11 zitiert nach SCHMIDTGRUNERT, Marianne: S. 65.
  10. Thole, Werner, Daina H?blich, Sarina Ahmed. Soziale Arbeit/ Bildung, formale, non-formale, informelle//Taschenw?rterbuch, Bad Heilbrunn, 2012.– S. 38-39.
  11. Wenzlik Schluesselkompetenzen in der kulturellen Bildung, Schluesselkompetenzen / Kulturelle Bildung, Muenchen, 2012.- S. 147.

Цит. по: BKJ / Bundesvereinigung Kulturelle Kinder- und Jugendbildung  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.bkj.de/ (дата обращения: 24.02.2014).

Цит. по: Bildung nach Nachhaltigkeit, Norddeutschland, UN-Dekade 2005-2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nun-dekade.de/themenbereiche/informelle-bildung/ (дата обращения: 24.02.2014).

Цит. по: Definition and Selection of Competencies [Электронный ресурс] URL: http://www.deseco.admin.ch/ (дата обращения: 24.02.2014). Программа DeSeCo (определение и отбор компетенций)стартовала в конце 1997 года и находится под управлением Федерального статистического управления Швейцарии. DeSeCo проводит работу в области знаний и навыков молодежи и взрослого населения и развивает с течением времени последовательную стратегию для определения, выбора и измерения знаний и навыков.

   
Разделы