Сведения об образовательной организации

Преемственность поколений в народной музыке

Т.А. Литовкина
Рязанский институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств.
Рязань, Российская Федерация, заведующая кафедрой музыкального искусства, кандидат педагогических наук, профессор,
e-mail: talitovkina@mail.ru

Сохранение и развитие народного музыкального искусства связано со многими проблемами, где, на наш взгляд, важнейшим является преемственность поколений игры на народных инструментах. Именно передача от старшего поколения людей к младшему является наиболее органичным и эффективным способом трансляции любви к игре на национальных инструментах. Существует множество форм и способов претворения в жизнь этих целей.

Наиболее органичным является приобщение к народной музыке в семье, когда родители или кто-то из членов семьи играет на народных инструментах. В такой семье создается благоприятная среда по отношению к народной музыке, у детей формируется интерес к народной культуре, народным инструментам. Бесспорно, это наиболее естественный и продуктивный путь преемственности в народной культуре. Однако, в силу разных причин, таких семей не так много. Следовательно, этот недостаток должны компенсировать дошкольные учреждения, учреждения общего и дополнительного образования, досуговые учреждения.

Другой наиболее естественной и эффективной формой преемственности народной музыки является игра в детских, молодежных оркестрах русских народных инструментов. Оркестры позволяют не только овладеть игрой на народных инструментах, научиться навыками коллективной игры, творчества, но они привлекательны и тем, что позволяют удовлетворять потребность в общении, способствуют пробуждению интереса и любви к народной музыке, позволяют получать от выступления на концертах моральное, общественное стимулирование. Всё это и другое создает духовную, музыкальную  среду, которая благоприятно способствует формированию у оркестрантов устойчивого интереса к народной культуре, усвоению лучших национальных музыкальных традиций.

Также надо отметить, что на преемственность и развитие народной музыкальной культуры России огромную роль сыграла новая культурная политика перестроечных лет, которая провозгласила основой, фундаментом государственной национальной культуры – народную художественную культуру. Именно эта политика оказала большое влияние на создание оркестров русских народных инструментов в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в клубах, Дворцах культуры. Об опыте развития детских исполнительских коллективов русских народных инструментов в Рязанской области пойдет речь в данной статье.

Народная музыка является базовой основой музыкальной культуры нашего общества. Ее миссия - быть носителем глубинных основ нашей национальной неповторимости и самобытности, важнейшим средством формирования национального музыкального самосознания. Сохраняя этот пласт культуры, мы тем самым создаем предпосылки для осуществления преемственности поколений и эпох. Особенно это важно по отношению к подрастающему поколению, которому необходимо передать все лучшее, что накоплено нашим народом в прошлом и настоящем времени. Поэтому приобщение детей к народной музыке является ныне одной из важнейших задач семьи, образовательных и досуговых учреждений, государственных, региональных и муниципальных органов культуры.

Представленный нами некоторый опыт Рязанской области по возрождению и пропаганде народной музыки среди детей свидетельствует о том, что при наличии продуманной региональной политики, высококвалифицированных специалистов и необходимых материально-технических условий можно ус­пешно формировать и развивать у детей интерес к народной музыкальной культуре, воспитывать у них чувство прекрасного, формировать любовь к народной музыке и своей Родине.

         Ни одно значительное художественное мероприятие в Рязани и области не проходит без участия исполнителей на народных инструментах. Прослеживается стабильность в творческой работе учебных заведений по созданию и функционированию исполнительских коллективов и что особенно радует, наметилась устойчивая тенденция в формировании системы музыкального коллективного исполнительства в специальных учебных заведениях ДМШ и ДШИ, РМК, института культуры, общеобразовательных школах, во Дворцах творчества детей и юношества, а также  появились, и весьма успешно функционируют, ансамбли исполнителей на народных инструментах в детских дошкольных учреждениях.

         Особенно это актуально в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Одной из важнейшей задач которой является повышение уровня художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Существующими оркестрами и ансамблями народных и фольклорных инструментов учебных заведений руководят, в основном, опытные, высококвалифицированные специалисты. Нельзя переоценить их вклад в дело развития, пропаганды народного инструментального исполнительства и что особенно важно, в воспитание молодого подрастающего поколения. Только специалисты знают, как нелегок этот труд. Проблемы организации, приобретения инструментария, репертуара и, наконец, сложности в переориентации сознания детей и подростков с преклонения перед западными образцами рок и поп музыки на истинно национальное.

Как положительное, следует отметить, что многие руководители занимаются отнюдь не только исполнительской деятельностью, а разрабатывают учебные программы, в которых учитываются все особенности создания коллективов и процесса обучения детей игре на музыкальных инструментах. Возрождают исконно русские инструменты. Например, с уверенностью можно сказать, что звончатые гусли, вновь завоевывают симпатии самых широких слоев на­селения. Причина этого кроется как в подвижнической деятельности многих любителей гуслей, так и в самих инструментах, в их неповторимом звучании, которое ассоциируется с глубоко национальными ощущениями, свойственными только россиянам.

В этой связи хочется назвать руководителей детских коллективов: Тарковскую О.Ю., создавшую авторскую Образовательную программу для детей 5 – 6 лет по дисциплине «Детский оркестр» и успешно апробированную на практике;

         Заслуживает одобрения авторская программа, посвященная одной из актуальных проблем вовлечения детей в музыкально-образовательную деятельность посредством участия в коллективном исполнительстве преподавателя Сельской ДМШ (п.Ермиш) Проклашкиной Елены Викторовны. Тема программы: «Организационно-методические основы работы с ансамблем русских народных инструментов в условиях ДМШ».

         В исследовании автор обобщает собственный опыт работы с детьми и, изучая, анализирует существующие методические разработки других авторов, справедливо отмечая, что подобная методическая литература крайне скудна, а та, которая существует, почти не доступна. Это обстоятельство явилось одной из причин обращения автора исследования к данной теме.

         Заслуживает внимания и одобрения тот факт, что автором при решении поставленных задач использовались современные научные методы исследования: опрос участников оркестрового коллектива, тестирование и другие. На их основе были сделаны научно-обоснованные выводы по интересующей проблеме. Результаты названных исследований апробированы в педагогической практике и послужили основанием для создания авторской программы.

В числе особо успешных, авторитетных, квалифицированных руководителей и дирижеров детских ансамблей и оркестров русских народных инструментов, имеющих множество званий лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей и просто, энтузиастов народного исполнительства, педагогов, следует назвать: Ильина В.В. (рук. ОРНИ РМК, Заводного А.Г. (рук. ОРНИ ДШИ № 4), Морозова Б.С. (рук. ОРНИ ДШИ №5 и СШ №40), Соколову Н.В. (рук.ОРНИ ДДТ г.Рязани), Куприенко Е.Н. (рук. ОРНИ ДМШ №1), Шамову Е.А. (рук. ОБ ДМШ №1 и ДМШ г.Кораблино), Онищук Е.С. (рук.ОРНИ СШ №69), Приписнову М.В. (рук. Ансамбля «Русская миниатюра» ДМШ г.Пронска), Буробина В.В. (рук. ОРНИ ДМШ г.Пронска) и др.

Кроме перечисленных специалистов народного инструментального искусства, нельзя не назвать имена, чья деятельность по пропаганде народных инструментов и воспитанию детей и молодежи на образцах русской национальной музыки, нельзя переоценить. Это: Рожнова Т.С., Юнусова  Н.А.,  Ефимова Л.В., Бурцева Р.В., Оськина С.А., Балыкина О.А. Особо хотелось бы отметить работу Топоркова А.М. Окончив, более 20-ти лет назад Рязанский институт культуры, он всю свою профессиональную жизнь посвятил обучению игре на народных инструментах детей. В настоящее время, занимаясь  с самыми маленькими представителями нашего общества, он  добивается значительных результатов в своем  труде. Слушая исполнение народной музыки этими малышами, забываешь о том, что многие из них еще не умеют читать.

Несколько слов о подготовке специалистов. По нашему мнению, современная подготовка специалистов для оркестров в вузах культуры требует лишь некоторой корректировки, так как эта система уже сложилась на базе немалого опыта музыкальных вузов страны. Многие вопросы должен решить переход на новые образовательные стандарты по подготовке бакалавров в системе музыкального исполнительства, основными задачами которого являются: воспитание дирижера – исполнителя, дирижера – педагога, всесторонне образованного музыканта, глубоко понимающего общественное значение своей профессии, пропагандиста народной музыки, классического и современного музыкального искусства.

В подтверждение можно назвать систематически проводимы ими фестивали-конкурсы например:  «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» (рук. Многократный Лауреат конкурсов и фестивалей Соколова Наталья); Областной фольклорный фестиваль «ТРАДИЦИЯ» (рук. Многократный Лауреат конкурсов и фестивалей Каргальцев Константин) и многие другие. Подобные мероприятия дают представление о состоянии и тенденциях развития народно-инструментального и фольклорного жанра в сфере коллективного исполнительства.

Показательным примером может служить деятельность Общеобразовательной школы № 69. Директор школы - Детко Татьяна Геннадьевна. Руководитель оркестра – выпускница нашей кафедры Оськина Светлана Александровна. Преподаватели музыкального инструмента:  доцент кафедры Семизарова Виктория Эдгаровна и выпускники кафедры музыкального искусства Кучумова Светлана и Машникова Светлана. В данной школе многие годы существуют так называемые «классы с углубленным изучением музыкального инструмента». Суть их деятельности состоит в том, что со 2-го по 9-ый класс все дети занимаются на народных инструментах и объединяются в оркестр. Таким образом, в школе одновременно существуют три оркестра. Также, в результате многолетней работы в школе сформировались вокальные фольклорные ансамбли, которые поют под аккомпанемент оркестра. Постоянная концертная деятельность становиться неотъемлемой частью жизни ребят. Они выступают на многих сценах города: перед учащимися школ, училищ, колледжей, на предприятиях.

Называя имена этих замечательных людей, думаешь о том, что за каждым именем стоит не один десяток детей приобщенных к народному творчеству. Много это, или мало? Однозначно ответить нельзя так как, с одной стороны, как положительное, можно отметить, что в творческую деятельность вовлечено большое количество детей и молодежи в целом но, - процесс воспитания детей и подготовки молодых специалистов остается сложным и противоречивым  в своей специфике, как и осуществление преемственности в области народной музыкальной культуры.

   
Разделы