Сведения об образовательной организации

Волонтерство как социокультурное явление

И.Н. Григорьев
Московский  государственный строительный университет,
г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук., доцент кафедры жилищно-коммунального хозяйства

В настоящее время нестабильность и социально-правовая незащищенность подрастающего поколения, отсутствие целенаправленной и систематической досуговой деятельности, разрушение традиционных систем ценностей, опережает процесс становления и усвоения новых, что приводит к утрате таких понятий как патриотизм, гражданственность, национальное самосознание. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем гражданского воспитания и формирования основ гражданской культуры молодежи как основы консолидации общества и укрепления государства.

Масштабные социально-экономические и общественно-политические преобразования в России привели к необходимости возрождения ценностных ориентиров общества и предоставлению новых возможностей для самореализации личности.

Вместе с тем при решении социально-экономических проблем молодежи возрастает роль досуговой деятельности, что требует от специалистов по социально-культурной работе способности осуществлять не только основные виды деятельности, но и дополнительные, результативность которых обусловлена гражданской позицией и стремлением активизировать личностные ресурсы молодежи.

Учитывая то, что досуг способен объединить и труд, и отдых, большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Сегодня культурно-воспитательная работа с молодежью представляется как общественно осознанная необходимость, и ее специфика проявляется в активизации деятельность учреждений по делам молодежи и образовательных учреждений. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьбы с правонарушениями, профилактика антисоциального поведения. «Волонтерство - общественное явление добровольного участия в каком-либо деле «парапрофессионалов» (людей, не имеющих подчас специальной подготовки), энтузиастов: в клубе - идеологов народной педагогики, неспециалистов, родителей, носителей «свободных профессий» (художников, экстрасенсов, валеологов и т. д.), студенчества и рабочей молодежи, представляющее собой лидерское участие в жизни клубных сообществ на добровольных и бескорыстных началах. Волонтерство - это общественная, культурная и гражданская инициатива, питающая «клубность» разнообразием дел, участия инициативными формами развлечений и досуга, проектными идеями, дружеской заботой [1].

В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. При этом решаются задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.

Волонтерство разными людьми понимается по-разному. Понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от фр. volontair - добровольный, а оно в свою очередь от лат. voluntarius, voluntas — добрая воля, и равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятельность.

 

Волонтер – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить свое время, опыт, знания, умения и навыки работе ради общественного блага, помощи другим людям или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе [1]

В современном мире волонтерство является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтерское движение в России часто рассматривается и как один из методов культурно-воспитательной работы с молодежью. Волонтерские проекты очень разнообразны и могут включать в себя различные виды деятельности.

Основное же внимание сегодня уделяется формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности, которое представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Сущность формирования гражданской активность молодежи в процессе волонтерской деятельности определяется социокультурной спецификой становления и развития качеств, необходимых личности для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы, для выполнения гражданского долга и гражданских обязательств, реализации всего спектра функций гражданского участия, как на уровне государственных структур, так и в деятельности общественных объединений и организаций.

 

Если говорить о специфике формирования гражданской активности у молодежи в процессе волонтерской деятельности, то она  заключается в социальном и гражданском сотворчестве, при котором деятельность молодежи направлена на: создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, приоритет общечеловеческих ценностей; формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; развитие творческого, самостоятельного мышления, формирования умений и навыков оказания помощи другим людям.

Однако, по мнению Г.В. Олениной «несмотря на то, что гражданские инициативы молодежи по формированию органов самоуправления в учреждениях образования находят повсеместную поддержку, они часто остаются малоэффективными по результатам деятельности, поскольку создаются по инициативе управленческого аппарата учреждения».

Автор подчеркивает, что «рассмотрение молодежи и ее лидеров как потенциального и реального субъекта гражданских инициатив, определенная часть которого испытывает потребность в гражданской социализации и социальном творчестве и нуждается в овладении проектированием и продвижением своих гражданских инициатив как в педагогическом инструменте преодоления кризиса гражданской идентичности и развития социального творчества».[2]

Таким образом, проблема развития волонтерского движения в молодежной среде находится в проблемном поле педагогики досуга и социально-культурной деятельности.

В настоящее время социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населения [3]

Педагогический аспект социально-культурной деятельности волонтерского движения заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• реализация потребности  молодого человека в общественном признании, самоутверждении и самовыражении;

• развитие универсальных компетентностей (коммуникативных способностей, лидерских навыков, ответственности, инициативности и др.);

• интеграция в социальные группы, укрепление социальных связей;

• формирование социокультурной идентификации и активной жизненной позиции;

-вовлечение в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.

Список использованных источников:

1. http://www.studsovetnic.ru/shop/index.php?productID=350

2. Оленина Г.В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи. Автор.дис. соиск. уч. ст. д.п.н., Барнаул. 2011. С. 8.

3. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., МГУКИ, 2001

   
Разделы