Сведения об образовательной организации

Роль образовательных инноваций в процессе подготовки специалистов социально-культурной деятельности

Е.В.Курапина
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»,
г. Орёл, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности
e-mail: Shaden26@bk.ru

Стремительно меняющиеся условия жизни побуждают общество и образование по-новому взглянуть на то, что называют «человеческим капиталом». Исследователь Д. Грейсон отмечает, что человеческий капитал является наиболее ценным ресурсом, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности [2;11].

Конкурентоспособная экономика  в контексте человеческого капитала, по мнению профессора Н.В. Кротова, это особый тип экономики инноваций, отличительными чертами которой являются: преобладание качества над количеством, наукоемкость производства, ведущая роль высококвалифицированного, творческого труда [2; 15].

В этом контексте особая роль отводится профессиональной школе, которая призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Профессиональная подготовка будущих специалистов становится важной основой в подготовке к инновационной деятельности. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере. Они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза культуры и искусств. Инновационный процесс в образовании представляет собой процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации в социально-педагогической среде. Следовательно, под инновационным высшим образованием мы понимаем образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике.

В связи с этим актуальным становится вопрос о формировании у будущих кадров социально-культурной сферы таких навыков и умений, которые будут адекватны современным требованиям высшего образования. Инновации должны рассматриваться в едином комплексе мер, необходимых для качественного совершенствования педагогической системы вузовского обучения, результатом которой выступает качественная подготовка специалиста, владеющего современными технологическими приемами инноватики.

К сожалению, есть основания утверждать, что многие традиционные методы освоения студентами знаний и специальных навыков социально-культурной деятельности, равно как и их контроль и оценка, не отражают современные потребности качества высшего образования социально-культурного профиля. Именно поэтому перед вузами культуры остро стоит задача разработки инновационных методов обучения и создания особой инновационной эвристической среды с целью максимального приближения профессиональной подготовки будущих специалистов к практической деятельности в социально-культурной сфере.

Кафедра социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры активно внедряет в учебный процесс современные педагогические инновации, среди которых выделяются активные формы обучения, проблемные формы обучения, интерактивные формы обучения, обучение с использованием компьютерных технологий. Одной из эффективных форм инновационно направленной подготовки студентов кафедры социально-культурной деятельности стала работа студенческих научно-творческих лабораторий.

Деятельность студенческой лаборатории проектных технологий «Сфера» направлена на формирование проектной компетентности студентов, способствует выходу теоретических знаний в практическую плоскость. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Становление проектной культуры происходит в процессе проектирования педагогических условий, содействующих рефлексивному освоению субъектами мира культуры и их собственному становлению. В данном процессе происходит ориентация проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам разрабатываемый проект. Лабораторией проводятся исследования в рамках проблемного поля социально-культурной деятельности, организуются конкурсы социально-культурных проектов, направленных на решение актуальных социально-культурных проблем. Лучшие проектные разработки представляются на неделях студенческой науки.

На кафедре функционирует межвузовская студенческая научно-исследовательская лаборатория «Историко-этнографического анализа педагогических систем этнических русских», которая занимается  изучением особенностей формирования этнокультурной личности в современных социокультурных условиях. В лаборатории используются этнонаправленные формы работы социокультурного обмена и сотрудничества, включающие в себя распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях базового профессионального образования, профессионального совершенствования, профессиональной самореализации; сохранение и внедрение этнокультурных технологий, направленных на сохранение этнических групп и развитие толерантности в обществе.

Научно-творческая лаборатория «Дискуссионный клуб» является своеобразным центром профессионального и творческого совершенствования будущих специалистов посредством организации их свободного интеллектуального общения и проявления творческой инициативы во внеучебное время. Атмосфера клуба помогает студентам проявить себя в качестве интересных, самостоятельных личностей, имеющих свою позицию и желание поделиться ею с другими. Встречи в клубе в процессе информационно-развлекательных программ способствуют формированию между будущими специалистами профессионального сообщества активных, позитивно настроенных людей, способных генерировать новые идеи и смыслы для себя, своих коллег и воспитанников. 

Для этого организаторами работы клуба, во-первых, создаются оптимальные условия, стимулирующие в обстановке разностороннего интеллектуального дискурса генерацию и анализ концепций и проектов социально-культурной деятельности, выявление их движущих смыслов и ценностей.

Во-вторых, организация и проведение различных дискуссионных программ (ток-шоу, исторический процесс, публичные дискуссии, эвристические беседы, деловая игра, «мозговой штурм» и  т.д.) позволяет студентам активно применять на практике одновременно несколько технологий современной социально-культурной деятельности, погружаясь в творчески ориентированный контекст будущей профессии. 

В-третьих, процесс создания той или иной программы требует от студентов профессионально компетентного подхода, реализуемого на основе развития ключевых компетенций предстоящей деятельности в обществе: исследовательских, социально-личностных, коммуникативных и др.

Таким образом, инновационное образование ориентируется на студента и педагога, как субъектов образовательного процесса. Интересы данных субъектов - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления. В своей основе инновационное образование предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, при этом от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, технологической функциональной грамотности, инициативности и креативности.

Список использованных источников:

1. Волков, В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т.Волков // Педагогика.- 2007. - № 7. – С.107-114.

2. Экономика и менеджмент культуры: Учебное пособие /науч.ред.: Н.В. Кротова, Е.В. Галаева, И.В. Чарная. – М.: МГУКИ, 2007. – 456 с.

   
Разделы