Е.В. Тараторин
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»,
г. Орёл, Российская Федерация, начальник творческо-исполнительского центра,
кандидат педагогических наук кафедры режиссуры театрализованных представлений,
e-mail: etaratorin@mail.ru
На современном этапе развития праздничной культуры литературно-художественные праздники обладают большим педагогическим потенциалом по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, прививают у личности чувства гражданственности, патриотизма, развивают любовь к родному краю. В процессе организации и проведения различных литературно-художественных праздников опосредованно происходит изучение края в совокупности с общественно-политическими, социально-культурными, экономическими и природными явлениями.
Специфика гражданско-патриотического воспитания студентов вуза в процессе организации и проведения литературно-художественных праздников представляет собой целенаправленный процесс включения студента в различные виды культурно-досуговой деятельности, в частности, в действие литературно-художественного праздника. Данный процесс ориентирован на формирование гражданско-патриотических чувств студентов в ходе их знакомства с историко-культурным потенциалом региона и его литературно-художественным наследием. Последнее, в свою очередь, способствует росту самосознания и социальной активности студентов, инициации творческих потребностей, происходящей в свободное время с учетом интересов, возможностей и желания личности.
Технологический процесс гражданско-патриотического воспитания студентов представляет собой поэтапную реализацию активной и долговременной педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, создание условий для гражданско-патриотического воспитания студентов, приобретения важнейших духовно-нравственных ценностей и повышения гражданско-патриотической активности молодых людей, выработка у них положительных качеств, проявляемых в интересах общества и Отечества.
Процесс гражданско-патриотического воспитания студентов на основе организации и проведения литературно-художественных праздников предусматривает определенный порядок действий в технологическом процессе, в который положены различные средства, формы и методы социально-культурной деятельности, подразумевающие включение студентов вуза в образовательно-познавательные, творческие и анимационно-педагогические мероприятия гражданско-патриотической направленности. Данный процесс развивается по установленным закономерностям и имеет четыре характерных этапа: образовательно-информационный, творческо-инициативный, познавательно-ознакомительный и анимационно-педагогический. Каждому этапу технологического процесса отведено соответствующее количество часов и форма зачетного мероприятия.
Технологический процесс гражданско-патриотического воспитания студентов на основе организации и проведения литературно-художественных праздников реализуется в ходе изучения студентами учебной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников» на кафедре режиссуры театрализованных представлений ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» в размере 50 академических часов.
Прохождение каждого этапа технологического процесса представляет собой своеобразную педагогическую систему гражданско-патриотического воспитания. Данная система выражается в единстве и совокупности целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивает целостное, организованное, непрерывное, активное воздействие в рамках воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение студентов вуза с целью выработки у них гражданско-патриотических качеств, взглядов и убеждений, социальной активности.
Образовательно-информационный этап технологического процесса под общим названием «Историко-культурный потенциал и литературно-художественное наследие Орловского края» имеет тематическое строение и реализует два направления:
Такое построение этапа технологического процесса позволяет создать вариативные модели учебного занятия, варьировать ее содержание, распределять разными способами тематический материал.
Первое направление «Музеи и дома-усадьбы как составная часть культурного наследия Орловщины» содержит основную информацию о значимых субъектах культурного наследия края, которые в своих экспозициях в полной мере воссоздают колорит исторического события и атмосферу конкретной эпохи, транслируют основные моменты жизненного и творческого пути писателей и поэтов, родившихся на Орловщине. Студенты знакомятся с важнейшими функциями музеев, их назначением и классификацией, историей возникновения и расширения экспозиций.
Содержание второго направления «Жизнь и творчество выдающихся писателей-орловцев» знакомит студентов с основными этапами жизненного и творческого пути писателей и поэтов, относящихся к Орловскому краю, их вкладом в художественную литературу и мировую культуру. Студенты самостоятельно отбирают необходимую информацию и материалы по заданной теме, анализируют литературоведческие работы современных исследователей.
Преподаватель на стадии реализации первого этапа технологического процесса предлагает студентам следующие темы для изучения:
- Орловский областной краеведческий музей.
- Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».
- Музей-диорама «Орловская наступательная операция».
- Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева. Своеобразие творчества писателя.
- Дом-музей Н.С. Лескова, жизненный и творческий путь писателя.
- Дом Т.Н. Грановского.
- Музей писателей-орловцев.
- Музей Л.Н. Андреева, специфические особенности его творчества.
- Музей И.А. Бунина, особый «язык» творчества писателя.
- Лирика А.А. Фета как составная часть русской литературы.
- Поэтический почерк А.Н. Апухтина.
Второй творческо-инициативный этап технологического процесса предусматривает выполнение студентами различных творческий заданий, темы которых опираются на теоретический материал первого информационно-образовательного этапа.
Студенты демонстрируют уровень освоенных знаний, творческую фантазию, умение импровизировать, формулировать свое мнение о рассматриваемом вопросе, аргументировано и обоснованно защищать авторский творческий проект. Преподаватель разрабатывает порядок и содержание учебного занятия и координирует процесс его проведения с учетом поэтапного изучения материала.
К творческим заданиям второго этапа технологического процесса относят:
- беседу «Значение произведений писателей-орловцев для отечественной и мировой литературы»;
- творческий конкурс на лучший плакат «Что значит для меня творчество писателей-орловцев?»;
- внутригрупповой конкурс чтецов произведений писателей-орловцев;
- диспут «И.С. Тургенев – «Спасское-Лутовиново: родина или место приюта писателя?»;
- сочинение-исследование;
- мини-спектакль по произведения писателей-орловцев;
- круглый стол «Проблемы возрождения и сохранения историко-культурного и литературно-художественного наследия края»;
- интеллектуально-развлекательную игру «Что? Где? Когда?»;
- внутригрупповой конкурс на лучшее стихотворение, прозу на тему: «Я и И.С. Тургенев» (к 195-летию великого писателя-земляка).
Реализация третьего познавательно-ознакомительного этапа технологического процесса предусматривает посещение и изучение студентами памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников:
- стелы писателю А.М. Горькому,
- памятника поэту С.А. Есенину,
- бронзового поясного бюста поэту А.А. Фету,
- бронзового бюста писателю А.С. Пушкину,
- памятника писателю Н.С. Лескову,
- памятника писателю И.С. Тургеневу и памятника И.С. Тургеневу-охотнику.
На данном этапе при разработке познавательно-ознакомительных мероприятий преподаватели уделяют особое внимание посещению известных литературных домов-музеев и музеев-заповедников, расположенных на территории г. Орла и области:
- Орловского объединённого Государственного литературного музея им. И. С. Тургенева;
- дома-музея Л. Н. Андреева;
- дома-музея Н. С. Лескова;
- музея И. А. Бунина;
- дома Т. Н. Грановского;
- музея писателей-орловцев;
- музея-заповедника И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново».
Четвертый анимационно-педагогический этап технологического процесса предусматривает как непосредственное участие студентов в организации и проведении литературно-художественных праздников, так и посещении мероприятия с дальнейшим обсуждением и анализом просмотренного.
Данный этап технологического процесса состоит из двух частей:
1. Организация и проведение литературно-художественного вечера «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…» о жизненном и творческом пути И.А. Бунина.
2. Организация и проведение литературно-художественного праздника «Душа моя, все мысли мои в России!», раскрывающего творческое наследие И.С. Тургенева.
По завершению каждой части анимационно-педагогического этапа подводятся промежуточные итоги. Беседа-интерьвью, проводимая преподавателем со студентами-участниками литературно-художественных праздников, направлена на выявление отношения к празднику каждого из интервьюируемого.
Преподаватель выявляет положительные и отрицательные стороны проведенного праздника, при этом он моделирует «ситуацию успеха» последующего планируемого праздника и разрабатывает необходимые для студента педагогические рекомендации.
Реализация технологического процесса гражданско-патриотического воспитания студентов на основе организации и проведения литературно-художественных праздников способствует организации целенаправленной и планомерной работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, созданию необходимых организационно-педагогических условий для приобщения молодежи к важнейшим духовно-нравственным ценностям и повышению гражданско-патриотической активности студентов, выработки у них положительных качеств, проявляющихся в интересах общества и Отечества.