Сведения об образовательной организации

Повышение педагогической культуры родителей

Е.А. Пруцкова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры довузовской подготовки,
e-mail: pruczkova84@mail.ru

Каждый новый год вносит что-то новое в социум, в его традиции и устои, потребности и приоритеты. В соответствии с этим меняются и тематика, и содержание педагогического просвещения. Задача педагогов состоит в том, чтобы выявить проблемы, существующие в семьях учеников, в социуме и вести работу по педагогическому просвещению родителей.

Повышение педагогической культуры родителей – объективная необходимость, обусловленная высокими требованиями общества к воспитанию. Она представляет собой определённый набор педагогических знаний, умений и навыков, помогающих успешно организовать работу по воспитанию детей. Главная роль в повышении педагогической культуры родителей отводится школе, которая выполняет определенные задачи и руководствуется определёнными принципами.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятия (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использование технического оснащения. И поэтому каждому педагогу необходимо знать о формах организации педагогического просвещения, изучить методику проведения основных форм родительского всеобуча, обновлять содержание тематических встреч с родителями.

Школа ставит перед собой ряд задач по повышению педагогической культуры родителей. К примеру, систематическое получение родителями педагогических знаний. Это означает, что школа должна вооружить родителей необходимыми знаниями по вопросам обучения и воспитания. Для эффективности, её нужно проводить систематически.

Не менее важной задачей является обеспечение родителей методикой применения педагогических знаний на практике, т.е. в своей воспитательной деятельности. Недостаточно, чтобы родители получали только определённый набор знаний. Необходимо научить их правильно применять на практике все полученные знания, использовать их в деле воспитания детей.

Актуальны сбор и распространение лучшего опыта семейного воспитания. Школа должна вести работу по обобщению опыта воспитания в семье, а также демонстрировать лучшие примеры этого опыта.

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательной работе. В ходе работы школа должна активизировать родителей, побуждать их вносить определённый вклад в учебно-воспитательный процесс, привлекать к сотрудничеству.

Приобретение родителями в процессе педагогического просвещения высокого уровня сознательности, при котором появляется стремление к самообразованию, служит в конечном итоге формированию здорового и востребованного социума. Школе необходимо увлечь родителей, пробудить в них желание узнавать как можно больше о своём ребёнке. И если это удастся сделать, то родители захотят самостоятельно получить какие-либо знания и умения, т.е. займутся самообразованием.

Таким образом, организуя работу с родителями, школа должна поставить перед нами цель: получать знания, чтобы в результате повышения своей педагогической культуры иметь возможность самостоятельно осуществлять цели и задачи воспитания подрастающего поколения.

Дети воспитываются в разных семьях. Одни родители интересуются проблемами обучения и воспитания, пытаются получить определённую сумму необходимых знаний. Другие родители полагаются на учителей, так как не могут в силу своей невежественности, отсутствия опыта правильно воспитывать детей.

И в том, и в другом случае необходима целенаправленная помощь родителям со стороны школы по повышению педагогической культуры.

В системе педагогического всеобуча родителей центральное место принадлежит занятиям, групповым и индивидуальным консультациям, которые организуются непосредственно в школах. Широко практикуются такие формы, как лекции (общешкольные, для родителей учащихся группы классов, параллельных классов, одного класса), беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), родительские собрания (общешкольные, классные), открытые уроки, педагогические практикумы, выполнение родителями конкретного поручения, устные журналы, конференции по обмену опытом, встречи за «круглым столом», консультации, демонстрация фильмов на педагогические темы, посещение семьи учащегося, вечера вопросов и ответов, «дни открытых дверей», школы для родителей и другие [1].   

В моей практике особое место занимает консультация для родителей. Консультации бывают групповые или индивидуальные. Групповые консультации тесно связаны с темами коллективных занятий, и их почти всегда можно планировать заранее.

Личные встречи учителей и родителей имеют большое значение, они необходимы и полезны. Беседуя с родителями наедине, при личной встрече, можно сказать о том, о чём неудобно говорить на собрании.

Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков.

И конечно, родительские собрания, они являются основной формой повышения педагогической культуры родителей. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, подводятся итоги, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой.

Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры отцов и матерей. В их подготовке и проведении активное участие должны принимать не только преподаватели, но и сами родители.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность..., но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания... [2].   

И родители, и педагоги – каждый по-своему – участвуют в процессе воспитания. Они как партнёры, должны дополнять друг друга. И поэтому, чтобы не было противоречий в отношениях педагогов и родителей, необходимо стремиться к единству целей  и задач семьи, школы, общества. Этому и должна способствовать работа по педагогическому просвещению родителей.

Не секрет, что некоторые классные руководители  особенно не готовятся к встрече с родителями, к родительским собраниям. Такие встречи сводятся к тому, что педагог докладывает об успеваемости детей, об их поступках, поведении. Этого допускать нельзя.

В современных условиях каждый классный руководитель должен уметь подбирать наиболее актуальные для просвещения родителей темы, исходя из особенностей классного коллектива; знать методику проведения родительских собрании; творчески подходить к разработке содержания родительских встреч, включая результаты анкетирования, интересные факты, творческие работы учащихся, советы компетентных лиц по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения; активизировать деятельность родителей, разнообразив формы педагогического просвещения, знать методику подготовки и проведения каждый из этих форм. Чем разнообразнее будут формы родительского просвещения, чем содержательнее и актуальнее темы, тем выше уровень педагогической культуры родителей.

 

Список использованных источников:

1. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. -–3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1990. С. 12

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М„ 1968. - С. 351

   
Разделы