Н.А. Бузанова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Российская Федерация, студентка 2 курса, кафедры социальной работы,
e-mail: julechka95gabi@mail.ru
Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», но в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения[2, с. 45-46].
Социальная работа тесно соприкасается с культурной деятельностью. Она направлена на оказание помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечение возможности их полноценного функционирования в обществе [4, с. 73].
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность в современном российском обществе соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы. Ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение определенных культурно-воспитательных задач. В круг этих задач входит:
Под социально-культурной деятельностью понимается деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга. Таковыми условиями могут выступать различные студии, кружки, любительские объединения и т.д. Социально-культурная деятельность включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. [2, с. 39-40].
Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга. Важность социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом [1, с. 44].
Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время в российском обществе организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность является эффективным и наиболее популярным видом деятельности в организации социальной работы, т.к. она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора участников деятельности, добровольностью, активностью, характеризуется многообразием видов. В современном обществе РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Социально-культурная деятельность имеет свои особенности. Она носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Социально-культурная деятельность выполняет ряд функций: развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.
Организация социально-культурной деятельности в педагогике связана с творческой увязкой в единое целое образовательных, воспитательных и развивающих задач при предоставлении учащемуся больших возможностей в самореализации, выборе наиболее привлекательных и отвечающих склонностям и способностям образовательных маршрутов [3, с. 57].
Таким образом, социально-культурная деятельность как основа организации досуга является одной из составляющих социальной работы, необходимой для оказания поддержки нуждающимся категориям граждан.
Список использованных источников: