Сведения об образовательной организации

Социально-культурная деятельность как основа организации досуга

Н.А. Бузанова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Российская Федерация, студентка 2 курса, кафедры социальной работы,
e-mail: julechka95gabi@mail.ru

Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», но в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения[2, с. 45-46].

Социальная работа тесно соприкасается с культурной деятельностью. Она направлена на оказание помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечение возможности их полноценного функционирования в обществе [4, с. 73].

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность в современном российском обществе соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы. Ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение определенных культурно-воспитательных задач. В круг этих задач входит:

  1. Целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;
  2. Стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть выработка умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
  3. Создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Под социально-культурной деятельностью понимается  деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга. Таковыми условиями могут выступать различные студии, кружки, любительские объединения и т.д. Социально-культурная деятельность включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. [2, с. 39-40].

 Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.    Важность социально-культурной деятельности заключается в том,  что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом [1, с. 44].

Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время в российском обществе организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность является эффективным и наиболее популярным видом деятельности в организации социальной работы, т.к. она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора участников деятельности, добровольностью, активностью, характеризуется многообразием видов. В современном обществе РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Социально-культурная деятельность имеет свои особенности. Она носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Социально-культурная деятельность выполняет ряд функций: развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.

Организация социально-культурной деятельности в педагогике связана с творческой увязкой в единое целое образовательных, воспитательных и развивающих задач при предоставлении учащемуся больших возможностей в самореализации, выборе наиболее привлекательных и отвечающих склонностям и способностям образовательных маршрутов [3, с. 57].

Таким образом, социально-культурная деятельность как основа организации досуга является одной из составляющих социальной работы, необходимой для оказания  поддержки нуждающимся категориям граждан.

Список использованных источников:

  1. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности /   А.Д. Жарков. – Спб.: О-во «Знание» Спб. и Лен. Обл., 2005. – 120 с.
  2. Киселева, Т.Г. Учебное пособие: Социально-культурная деятельность /     Т.Г. Киселева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 140 с.
  3. Чижиков, В.М. Культурно-досуговая деятельность / В.М. Чижиков. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 190 с.
  4. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. – 2007. – 115 с. 
   
Разделы