Сведения об образовательной организации

Информационные технологии в учебной и социокультурной деятельности учащихся

Н.В. Костылева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель, кафедры довузовской подготовки,
e-mail: kostileva.natali@yandex.ru

Любой вид деятельности человека, в том числе и её социокультурная составляющая, определяется присущими ей закономерностями. Общей из них, и в учебной и социокультурной деятельности, является индивидуальность каждого человека, которая проявляется во всех сферах его жизни. Важно направлять индивидуальную социокультурную деятельность учащихся, так чтобы вектор их развития был социально значимым. Удобным инструментом для этого может быть использование компьютерных технологий. В настоящее время существует огромный потенциал их применения. Вот только несколько примеров направлений социально значимых проектов, которые предлагаются в одном из ресурсов сети интернет:

Великая Отечественная война в прошлом и настоящем

Отечественная война 1812 года

Не стареют душой ветераны

Территория культуры

Культурные традиции: сохраняя - развиваем

Зеленая стена

Видим проблему - можем решить!

Молодежная лаборатория

Мой успех в моих руках!

Спорт для всех

Мое здоровье - мое будущее!

Дела семейные

Информационные технологии открывают широкие возможности для интегрирования образовательных технологий в процесс преподавания, в том числе и технологию индивидуализированного обучения. Одной из сложных психолого–дидактических проблем в процессе обучения является разная скорость освоения информации обучаемыми при высокой интенсивности современного образовательного процесса. Преподаватель может решить эту задачу, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию учащегося, включая применение технологических средств и ресурсов в процесс обучения.

Таким образом, появляется возможность выстраивать личностную, продуктивную деятельность обучающихся с помощью современных средств. Их диапазон велик - комплекты материалов на CD-ROM, использование ресурсов и технологий сети Интернет, кейс-технология.

При составлении индивидуальной программы обучения можно использовать элементы теории поэтапного формирования умственных действий. Умственное действие состоит из нескольких частей – ориентировочной, исполнительской, контрольной и корректировочной. На этапе фиксирования фундаментальных образовательных объектов выделяются, так называемые «ключевые» задачи по изучаемой теме. Это могут быть объекты (задачи, примеры, различные виды учебного материала), для которых можно выделить общие подходы к усвоению материала учебной темы. Для их усвоения создается ориентировочная основа умственного действия с применением вопросов: Какие объекты (процессы) можно выделить в данной задаче? Сколько процессов описано в условии задачи? Какими величинами характеризуется каждый объект (процесс)? Что известно о каждой величине? Какие зависимости между ними можно выделить? Какие ранее изученные свойства можно поставить в соответствие с выделенными объектами, процессами, величинами? Какие из этих зависимостей и свойств дают возможность перейти к выполнению этапов решения? Какие свойства объектов используются при этом? Какие этапы решения можно реализовать? Готовая ориентировочная основа может иметь вид различных схем, опорных конспектов, предписаний, алгоритмов, образцов решения задач с выделением шагов ориентировки.

Исполнительская деятельность по усвоению материала с помощью ориентировочной основы должна включать в себя выстраивание личного отношения к нему учащегося, обучаемость, как систему свойств личности. Для достижения этой цели необходимо учитывать ранее проведенную диагностику особенностей обучаемых, с помощью которой осуществляется дифференциация – выбор задания по уровню сложности и выбор формы представления образовательных продуктов по изучаемой теме. Например, создание проектов, публикаций, собственных дидактических материалов, сборника выполненных заданий, исследования и других.

Контрольная и корректировочная части деятельности осуществляется при демонстрации готовых образовательных продуктов учащихся и при выполнении контрольных заданий, направленных на выявление умения применять знания на другом учебном материале. Здесь рефлексия, как одно из средств по анализу выполненной деятельности, становится способом самоаттестации и самоотчета. На этом этапе можно предложить учащимся анкету с обоснованными ответами на вопросы, направленные на анализ своей деятельности по изучению данной темы, выполненную в форме презентации.

Программа индивидуализированного обучения, реализуемая с помощью информационных технологий, позволяет реализовать компетентностный подход в современном российском образовании, так как формирует совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых для осуществления продуктивной деятельности.

Список использованных источников:

1. Практикум по дидактике и методике обучения/А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

2. http://www.openclass.ru/node/274844

   
Разделы