Сведения об образовательной организации

Валеологическое воспитание подростков в системе социально-культурной деятельности

Е.В. Великанова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: bumerang-61@mail.ru

Е.А. Горфти
 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: egorfti@mail.ru

Проблема состояния здоровья людей в современном Российском обществе с каждым годом становится более острой. Интенсивное развитие общества 21 века, связанное с эффективным подъемом промышленности, развитием научно-технического прогресса, появлением новых электронно-вычислительных машин, а так же заметное нарушение экологии явилось следствием того, что образ жизни современного человека все сильнее становится причиной развития неправильного питания, гиподинамии, повышенной психической возбудимости, и т.д. Как правило, нездоровый образ жизни взрослых особенно негативно отражается на здоровье детей и подростков.

Подростковый возраст, характеризуется мощными перестройкам в организме, что делает его особенно чувствительным к воздействию вредоносных факторов, которые могут привести к привитию вредных привычек.

По результатам исследований различных ученых в этой области, таких как Амосов Н.М., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Лисицын Ю.П. и других, оказалось, что за последнее десятилетие резко сократилась демография населения, увеличилось количество детей с врожденными признаками различных заболеваний, растет уровень детской смертности, а так же заметно увеличилось количество детей, оставшихся без опекунства родителей. Все это, крайне негативно влияет на будущее нашей страны в целом.

В настоящее время появились целые отрасли наук, занимающиеся детальным изучением формирования здорового образа жизни людей. Но, до относительно недавнего времени, как это ни парадоксально, науки о здоровье вообще не существовало. Лишь в конце XX столетия, одним из первых заострил проблему необходимости разработки новой науки о здоровье  российский ученый И.И. Брехман. В 1980 г. им был введен в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получила широкое признание не только в России, но и за рубежом.

Израиль Брехман определил основные понятия, характеризующие валеологию:

Валеология - это межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.(2)

Другими словами, валеология - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека.

Одним из основных направлений валеологии является «педагогическая валеология».

Педагогическая валеология - это существенно новое направление науки,  которое находится на стыке двух наук — педагогики и общей валеологии и ставит перед собой задачу обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. (4)

С предыдущим понятием неразрывно связаны – валеологическое образование, валеологическое обучение и  валеологическое воспитание. Исследователь валеологии Вайнер. Э.Н. определяет каждое понятие по-своему, тем не менее, все они тесно взаимосвязаны между собой и не имеют четко определенных границ. Общей целью вышеперечисленных направлений валеологии можно назвать – формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

      Анализ суждений различных исследователей, таких как Амосов Н.М., Брехман И.И., Никитин Б. и других, валеологического воспитания показывает, что многие предлагаемые школе здоровьесберегающие технологии не дают ожидаемого результата, так как в первую очередь решаются на медицинском, а не на педагогическом уровне. Актуальность проблемы состояния здоровья подрастающего поколения делает категорию «здоровья» педагогической и решать ее в образовательном учреждении необходимо с педагогических позиций воспитания у ребенка необходимых индивидуальных личностных качеств.

Рассматривая валеологию, как новое направление в науке Вайнер Э.Н. выделил основные стратегии валеологического воспитания (4):

- обеспечение гигиенических условий;

- формирование чувства ответственности за свое здоровье и ЗОЖ;

- соответствующая материальная среда;

- социальная среда;

- создание условий для развития и формирования личности;

- профилактические мероприятия;

- коррекция физических дефектов;

- изучение основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие физических качеств;

- организация правильного отдыха;

- учет физического и умственного развития школьников;

- поддержка со стороны родителей, организаций, общества;

- обучение педагогов методике оздоровительного воспитания, совершенствования и самосовершенствования.

По-мнению создателя валеологии Израиля Брехмана: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства» (3). Именно поэтому - обеспечение, формирование, сохранение и укрепление здоровья населения должно быть первостепенным направлением деятельности государства. Такая система, должна представлять из себя совместную работу валеологов, культурологов, психологов, врачей, педагогов, и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей. Для этого должны быть разработаны концепция, программа, как следствие — и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.

Особенное внимание необходимо уделить культурологическому направлению валеологии, связанному с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здорового образа жизни, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов и т.д. Разработке новых форм и видов социально-культурных мероприятий, направленных на информирование, пропаганду и мотивацию здорового образа жизни во всех институтах общества.

В нашей стране уделяется достаточно много внимания вопросам формирования культуры отдыха, но, к сожалению, большинство людей предпочитают пассивные виды отдыха, не заостряя внимание на его активных формах. Чаще всего, человек  становится заложником непродуманного, нерационального времяпрепровождения, проводя свое свободное время за компьютером, у телевизора, увлекаясь алкоголем или ничегонеделанием. Вследствие этого, имеющееся у него время для отдыха от работы или учебы и подготовки к следующему дню, используется с малой эффективностью и, как правило, впустую.

В настоящее время Российское государство в первую очередь занято социально-экономическим и финансовым благоустройством общества в целом, не уделяя должного внимания формированию культуры здоровья каждого отдельного индивидуума. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. То есть, система образования должна быть направлена на формирование культуры здоровья каждого человека и охватывать все возможные звенья — от дошкольного образования до послевузовского, от семейного до клубного воспитания.

Исследователи считают, что результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своего физиологического, генетического, психологического и социально-культурного потенциала, для поддержания, сохранения и развития своего здоровья, а так же возможность распространять имеющиеся знания среди окружающих. (4)

Здоровье человека, еще не встало на первое место в иерархии потребностей нашего общества. Тем не менее, необходимо уделять особенное внимание важной роли воспитания валеологической культуры у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности.

Таким образом, необходим пересмотр и разработка новых законодательных актов России, ориентированных на регулирование здорового образа жизни граждан. Разработка новых проектов и необходимое финансирование для осуществление деятельности в данном направлении. Обеспечение формирования жизненного приоритета здоровья в основной ячейке общества – семье. Медицинская диагностика состояния здоровья и разработка рекомендаций по здоровому образу жизни.

Решение данной задачи возможно при работе по следующим направлениям:

- валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста, учитывая индивидуальный подход;

- создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха детей и подростков в учреждениях школьного и дополнительного образования.

Список использованной литературы

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.
  2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. ФиС, 1990.
  3. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. М, 1987.
  4. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э.Н Вайнер - 3-е изд.. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.
  5. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.
  6. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.
   
Разделы