Сведения об образовательной организации

Развитие новых направлений в профессиональной подготовке специалистов социально-культурной сферы

Ю.С. Моздокова
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных технологий,
e-mail: jsmozdokova@list.ru

В современных условиях интенсификации социальной действительности особую востребованность приобретает подготовка  кадров – организаторов социально-культурной работы с инвалидной средой, а также развитие и совершенствование профессионального образования самих инвалидов. 

Интенсивное развитие системы социальной реабилитации инвалидов и ее социально-культурной составляющей требует специализированной двухуровневой подготовки такого специалиста как социальный реабилитолог, специалист-технолог социокультурной деятельности, работающий в учреждениях социальной защиты, образования, культуры, спорта, общественных организациях.  Эта задача может быть осуществлена в специальных учебных заведениях среднего и высшего звена и через подготовку системы повышения квалификации, путем проведения циклов обучающих семинаров-практикумов.

Первенство в этом направлении принадлежит ведущим вузам страны, которые в рамках многих востребованных специальностей открывает направление подготовки «Социально-культурная реабилитация», а также вузам, включающим в перечень профессиональных дисциплин аналогичные курсы реабилитационной ориентации средствами культуры и искусства в рамках родственных специальностей (например, «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» и др.).

Суть программы профессиональной подготовки кадров по социально-культурной реабилитации различных нуждающихся групп населения, и, в частности, инвалидов, состоит в концентрации усилий в определении моделей обучения, созданию  вариативных учебных планов и программ, разработке образовательных методик и технологий с целью формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. Это достигается путем обновления тематики и содержания дисциплин, издания учебно-методических материалов и т.д.

Образовательная программа включает в себя анализ опыта профориентационной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки специалистов - будущих реабилитологов, научную информацию по проблеме, освоение и адаптирование эффективных зарубежных реабилитационных методик.

Создание таких образовательных направлений, которые могли бы синтезировать накопленный опыт работы с инвалидами и эффективно внедрять их в практическую деятельность учреждений весьма востребованно. Но важна не только сумма знаний, умений, навыков, способности к профессиональной деятельности у студентов, избравших данное направление подготовки, важны и определенные мотивации будущих кадров к работе в инвалидной среде, развитие у них готовности к инновационной деятельности, соблюдению законности, целеустремленности, терпимости и милосердию.

Не менее важной задачей программы является дальнейшее расширение профессионального обучения самих инвалидов, с последующим их трудоустройством в социально-реабилитационную среду через сеть территориальных социальных служб, сферу семейного досуга, художественного и технического творчества, прикладного искусства,  Многие выпускники могут возглавить направление социокультурной реабилитации в общественных объединениях и движениях, возникших по инициативе инвалидов и с их участием. Такой подход, основанный на принципе взаимодействия «инвалид – инвалиду», облегчает решение задач социокультурной и комплексной реабилитации, способствует оказанию помощи в реализации огромного духовного, социально- творческого потенциала лиц с проблемами физического и умственного развития .

Особую актуальность представляет подготовка специалистов из числа здоровых людей и самих инвалидов к работе с семьями, имеющими взрослого или ребенка с инвалидностью.

Специфика самой концепции профессиональной подготовки кадров для работы с реабилитантами проявляется в том, что она должна носить превентивный характер, опережать их реабилитационные потребности, воспроизводить новые идеи, подходы, решения, связанные с регулированием процессов, происходящих сегодня в среде нуждающихся в социальной защите лиц.

Концептуальными ориентирами образовательного стандарта и базисной программы являются демократизация, гуманитаризация и обеспечение личностной и профессиональной самостоятельности кадров, призванных работать в сфере культуры и досуга, которые стали уже частью  сферы бизнеса. Речь идет о подготовке кадров нового уровня - педагога-реабилитолога, менеджера социокультурной деятельности, социального технолога, имеющих высокий уровень профессиональной направленности, максимально приближенных к реальным социокультурным условиям среды жизнедеятельности реабилитантов, способных включаться в систему многообразных и сложных межличностных отношений, формируемых в сфере культуры, искусства, досуга и спорта.

Особое внимание требует развитие социальных качеств специалиста, обусловленных рыночными отношениями: профессиональной сознательности, высокой ответственности, гибкости в решении поставленных задач, в том числе в нестандартных случаях, способности адаптироваться к рыночным изменениям, что должно найти отражение в квалификационной характеристике, реализации положений профессионального стандарта.  

Такой подход позволит решить сложную проблему трудоустройства кадров из числа молодых инвалидов. Особую значимость приобретает освоение эксклюзивных, инновационных технологий, связанных с автоматизированной обработкой информации, разработкой компьютерных программ спортивной деятельности учреждения, информационной рекламой.

Можно выделить три направления профессиональной подготовки кадров на базе разнопрофильных вузов (ориентированных на направление социокультурной реабилитации – на примере инвалидов):

  1. Обучение самих нуждающихся для работы в инвалидной среде;
  2. Обучение здоровых людей для работы с инвалидами;
  3. Обучение инвалидов для работы со здоровыми.

Прием и обучение специфичного контингента студентов ведет, таким образом, к появлению многоступенчатого учебного комплекса, призванного не просто готовить своеобразного выпускника к новому жизненному и социальному качеству, но и реабилитировать и интегрировать его посредством приобретения им суммы новых компетенций, формировать специалиста, сориентированного на самостоятельный поиск знаний, постановку целей, на культурное лидерство в культурно-досуговой, спортивной, творческой среде.

Анализ многолетней научно-практической деятельности вузов по реабилитационной проблематике (в рамках выполнения НИОКР) позволяет сделать вывод об острейшей необходимости в обучения таких кадров по направлению подготовки «Социально-культурная реабилитация», ее востребованности в системе социальной защиты, культуры, образования, спорта. 

Список использованных источников:

1. Веденеева, Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации: дисс. … канд. социол. наук.- М., 2004. – 203 с.

2. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вуза // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 5.

3. Интеграционные процессы в культурной и образовательной сферах: сб. статей и тезисов к науч.-практ. конф. молодых исследователей. - М: МГУКИ, 2001. – 158 с.

4. Социально-культурные реабилитационные технологии с детьми-инвалидами в образовательном пространстве: мат-лы Межвузовской научно-практической конференции «Социально-культурная интеграция детей и молодежи в воспитательное пространство мегаполиса (16 ноября 2009). М., МГПИ. - 2009.

5. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ /Орлова Э.Л и соавт. – М.: РИК, 1997. – 48 с.

6. Лукомская И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями: дис. … канд. пед. наук. – М.: МГУКИ, 2004. – 288 с.

7. Мат-лы городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности – новые перспективы (30 ноября2009, г. Москва)

8. Материалы сайта Независимого института социальной политики: "Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью" - (доклад для семинара ООН в Санкт-Петербурге, 22-24 декабря 2003 года); "Доступность высшего образования в России" - ("Доступность высшего образования для инвалидов". – С. 330).

9. Моздокова Ю.С. Теоретические аспекты технологизации социально-культурной реабилитации и интеграции инвалидов //Материалы конференции «Равные возможности – новые перспективы», 30 ноября 2009, Москва. – МГППИ, 2009.

10. Создание культурной среды для реабилитации инвалидов в России //Библиотека – территория равных возможностей (29.10.2009).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ. – rg.ru Федеральный закон

12. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.

13. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие: Московская высшая школа социальных и экономических наук. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru.

   
Разделы